Елена Аникина
Итоговое родительское собрание с родителями и детьми младшей группы в форме мастер-класса «Путешествие в страну «Детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: учитель-логопед, воспитатель, родители, дети.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: 1. Подвести итоги совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
2. Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
3. Дать рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком в летний период.
Публикация «Итоговое родительское собрание с родителями и детьми младшей группы в форме мастер-класса „Путешествие в страну „Детство“» размещена в разделах
- Итоговые родительские собрания
- Мастер-классы для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Оборудование: Костюм царя и нянюшки, музыкальный центр, зарядка с музыкальным и словесным сопровождением, клубок ниток, свиток и перо, простые и цветные карандаши, раскраски, игра «Одень кукол», чайные и десертные ложки, игрушки в группе.
Ход собрания:
1часть.
Воспитатель-нянюшка: Здравствуйте, честной народ. Я рада, что вы отложили все дела, заботы и пришли к нам в гости, чтобы побывать в замечательном царстве под названием детство, где все жители только играют. Игры понятны и доступны каждому ребенку. Дети получают возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомится с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу: играю с кем хочу, играю сколько хочу, чем хочу. Порой и у взрослых появляется желание поиграть. Но мы либо забыли, как это делать, либо стесняемся. Сегодня у нас есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием от души. Вот я сейчас пущу по кругу волшебный клубочек, а вы вспоминайте и называйте свои любимые игры. Может и дети назовут свои любимые игры? (дети и родители называют свои любимые игры)
Появляется учитель – логопед в костюме царя: Что это народу так много собралось, а мне об этом почему-то неведомо. Что ж ты, Маринушка-нянюшка, позабыла что-ли, царю батюшке доложить. Толкуй, о чем речь ведете?
Воспитатель-нянюшка: Собрались здесь детки и взрослые, хотят взрослые погостить в твоем царстве-государстве, узнать про жизнь в стране детства, да узнать, чем же это детям здесь так нравится.
Царь: Ну что ж, извольте. Покажем и расскажем, ребятушки, вашим мамам и папам, как весело мы живем здесь? Да поучим их уму-разуму.
Только что-то вы засиделись на местах. Нехорошо это. В моем царстве детки подвигаться любят, да зарядочку поделать. Пар свой выпустить, да и для здоровья полезно. Возьму-ка я свою балалаечку, да сыграю, чтоб вам веселее было. Маринушка-нянюшка, проведи-ка с нами веселую гимнастику.
Воспитатель-нянюшка: Отстал ты от жизни, царь-батюшка, посмотри, какой у меня волшебный инструмент есть, музыкальный центр называется.
Все выполняют движения в соответствии с текстом музыкальной зарядки.
Царь: Славно поразмялись.
Нянюшка: Такие упражнения мы всегда выполняем с детьми. Они помогают нам отдохнуть, снять напряжение, тонизируют наш организм, улучшают, кровообращение, дыхание, обмен веществ. И вам, дорогие наши родители, мы хотим сказать, чтобы Вы летом:
- Совершали регулярные ежедневные прогулки со своими детьми, независимо от погодных условий.
- Воспитывали привычку самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома.
- Чередовали в течение дня различные виды деятельности, игры и занятия физическими упражнениями предупреждают переутомление центральной нервной системы, воспитывают организованность.
- Во время прогулки проводите с ребенком подвижные игры и упражнения спортивного характера. Лучше это делать на детской или школьной спортивной площадке, оборудованной лесенками, лавочками, бревнами и т. д. Дома хорошо организовать спортивный уголок в комнате.
- Почаще играйте с мячом: ловите, подбрасывайте, отбивайте его, чтобы закрепить навыки, полученные детьми на занятиях по физической культуре.
- Помните! Детям присуща естественная потребность в движениях.
2 часть.
Царь: Двигаться, конечно, хорошо, но обязательно в моем царстве надобно и правила поведения соблюдать. Чтоб порядок был во всем. Где тут моя грамотка - указ, сейчас я запишу эти правила для всех жителей страны.
Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо» - если назвали положительный поступок, дети и взрослые хлопают. Если отрицательный – топают, качают головой, выражая осуждение. Царь записывает полезные правила в свой царский указ, нянюшка читает текст:
- Прийти в группу и не здороваться со взрослыми и детьми
- Взрослым будем помогать и игрушки убирать
- Вместе рисовать
- Дергать девочку за волосы
- Наступить кому-нибудь на ногу и не извиниться
- Поднять упавшую игрушку
- Порвать книжку
- Пожалеть грустного ребенка
- Сломать игрушку
- Бросаться песком
- Прыгать по кроватям в спальне
- Помочь своему другу
Царь: Может взрослые подскажут нам еще полезные правила поведения?
3. Царь: Ой, что-то руки мои устали писать, надо бы их поразмять. А вы свои, не хотите ли поразмять? Разбирайте-ка карандаши. (Проводятся упражнения для развития кисти рук, их выполняют родители вместе с детьми).
- Наши ручки превратились в клювики птиц. «Клювиками» схватили карандашики. Указательным пальчиком стучим по карандашику. Передаем карандашик в другой клювик (в другую руку).
Превратились в гусей. (Дети и взрослые держат карандаши в руке, локоть на столе.)
Гуси, гуси – да, да, да (движение кисти вверх-вниз)
Есть хотите? - да, да, да (движение кисти вверх-вниз)
Так идите же домой – нет, нет, нет (движение кисти слева - направо)
Серый волк под горой не пускает вас домой? – да, да (движение кисти вверх-вниз)
Гуси, гуси, головою повертите, безопасную дорогу поищите. (круговые движения кистью)
Царь: Повертели гуси своими головами и нашли безопасную дорожку. А наши руки готовы к рисованию – дать раскраски. Родители вместе с ребенком закрашивают картинки. Педагоги дают рекомендации, как учить детей правильно держать карандаш и аккуратно раскрашивать.
4. Нянюшка: Царь-батюшка, уж не позабыл ли ты о любимом занятии детей? Ведь любим мы поиграть.
Воспитатель проводит игру. Дети и взрослые выбирают игрушки, которые находятся в группе. Дети начинают игру, а взрослые постепенно к ним подключаются, развивая сюжет (организовывается совместная сюжетная игра).
Воспитатель: Представить себе развитие ребенка без игры невозможно, сюжетно-ролевые игры являются основными в дошкольном возрасте. В них ребенок воспроизводит действия взрослых. В семьях игровая деятельность заменяется другими видами деятельности – просмотром телепередач, компьютерными играми, что отражается на общем развитии дошкольников. Ребенок может молча кормить куклу, а может озвучивать свои действия. И вы должны помочь ребенку играть содержательно. Лучше, если ребенок уже начал играть, а взрослый присоединяется, развивая сюжет. Например: Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я вам помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей дочки.
Не следует думать, что двое 3-4 летних детей самостоятельно сумеют организовать игру. Если мы оставим детей, а через 10-15 минут войдем в комнату, то скорее всего увидим, что дети сидят по разным углам каждый со своей игрушкой. Научить детей объединяться для игры можно только самим включившись в игры рядом, приняв в игре участие. Для развития ребенка лучше использовать игрушки, а потом переходить к предметам заместителям. Умение увидеть в обычной палочке куклу, расческу, жезл – важный этап в развитии детского мышления.
- Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной или самолетом. А ты шофером. От вашей фантазии будет зависеть разнообразие игр. Кто – то с увлечением займется строительством космического корабля, кто-то станет доктором. Не настаивайте, если видите, что ребенку наскучила игра, лучше ее прекратить.
5. Царь (подходит к современной одежде) : Ой, какие чудные наряды. (Царь надевает рубашку задом наперед, штаны - на левую сторону, ботинки- не на ту ногу). Маринушка-нянюшка, ну что ж ты в сторонке стоишь, помоги царю-батюшке примерить наряды, аль ребятки мне помогут?
Нянюшка: Ну как ты не понимаешь, что этот ботинок на другую ногу? А ты куда надел? Дай лучше я сама.
Наверное, каждый видел или слышал про таких детей, которые шагу не могут ступить без мамы и даже нуждаются в помощи при одевании и раздевании. Примерно с 2-3 лет, если не ограничивать детскую активность, дети пробуют свои силы буквально во всем. Не спешите делать все за ребенка, если он способен на это сам. Постарайтесь, чтобы его одежда была достаточно удобной и просторной для самостоятельного одевания. Если ребенку пока трудно, важно правильно организовать свою помощь, надеть колготки только до середины, поощряя ребенка самому завершить одевание. Более сложным является надевание футболок и свитеров. Следите, чтобы горловина была достаточно широкой. Рассмотрите с ребенком все детали гардероба. Где у носка пяточка, где швы на колготках, где лицевая сторона, где изнанка, где перед и спинка. Объясните, как правильно положить перед собой вещь, чтобы правильно её надеть. Превратите одевание в игру. Устройте соревнование на скорость, кто быстрее оденется, получит приз. Притворитесь, что забыли, как правильно одеваться, надевайте колготки на голову, а носки на уши. Пускай ручки и ножки говорят кукольными голосами: «Я замерз, где мой домик?» Сразу приучайте ребенка к порядку, вещи должны быть вывернуты на лицевую сторону.
Далее проводится игра «Одень кукол», в которой участвуют взрослые и дети.
6. Царь: Есть у меня мешочек, интересно, что-же в нем? (Вытаскивает ложку). Вы думаете ложка, так пора и подкрепиться, пообедать? Это конечно тоже можно. Только мы сначала разомнем ложками язык и губы - проводится логопедический массаж ложками. (Используются упражнения из пособия Крупенчук. Дети выполняют массаж чайными ложками, взрослые - десертными).
- Губку ложкой поднимаем - зубы, десны обнажаем (краем ложки поднять верхнюю губу)
- Губку ложкой опускаем – дверцу в ротик открываем (оттянуть нижнюю губу)
- Гладим ложкой мы язык, к ласке бедный не привык (поглаживаем спинку языка)
- Чистим, чистим язычок, чистим спинку и бочок (краем ложки)
- А потом ступаем ложкой, словно маленькою ножкой (стучим от корня к кончику боком ложки)
Упражнения с сопротивлением:
- Давим влево языком, как красотка каблучком,
Давим вправо языком, как малышка кулачком. (заводим ложку в рот сбоку и толкаем ложку)
- Давим в ямку языком, ложку двигаем силком.
А она старается, нам сопротивляется (ложку вертикально перед собой, ямкой к себе)
- Ложка мой язык накрыла, чтоб поднять, нужна нам сила (языком поднимаем ложку вверх)
- Тянем хобот мы вперед, только ложка не дает
Губы двигать нам мешает и подвижности лишает
- Давим с силой на губу, дверь открыть хотим в избу (боковым краем поднимаем верхнюю губу, губа сопротивляется)
Давим на другую, сильную такую (с нижней губой)
- Ложку губками обтянем, отпускать ее не станем,
Ложка вырывается, но не получается (зажать ложку губами и попытаться их достать)
Царь: Такие веселые упражнения с ложками Вы можете проводить с детьми, пока готовите пищу. Они помогают выполнить артикуляционную гимнастику весело и без принуждения, помогают укрепить мышцы языка и губ.
7. Что-то устал я, мне бы полежать, старому, отдохнуть. Маринушка - нянюшка, разотри-ка мне спинку, пожалуйста.
Нянюшка: Изволь, царь - батюшка (Педагог массажирует спину Царя, взрослые – своим детям или друг другу)
МАЛЯР
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать! (ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх – вниз)
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать! ( на слова: «метлой», «любит», «метлу», «будем» - спинку сверху вниз «метём», как метлой, ладонью и пальцами)
Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки и будем помогать! (нажимаем указательным пальцем – «колем»)
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать! (круговые движения по спине)
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать! (растирание ребром ладони – «пилим»)
Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы и будем помогать! (скользящие движения ребром ладони – «косим»)
А пианист играет, не любит отдыхать
И мы на пианино решили поиграть! (пальцами постукиваем ритм мелодии)
Нянюшка: Очень часто бывает, что дети перевозбуждаются перед сном и долго не могут уснуть. Массаж в такой игровой форме перед сном поможет вашему ребенку расслабиться и спокойно заснуть.
Царь: Что ж это в моем царстве все трудятся, а я значит отдыхать буду, нет, так дело не пойдет. Пойду и я трудиться. А вот вы ребятки и взрослые, славно потрудились, пора вам и отдохнуть. Дай-ка мне, Маринушка-нянюшка, письма благодарственные (вручение грамот и детских работ). Но прежде чем покину вас, хочу спросить, понравилось ли взрослым в нашем царстве государстве под названием Детство. Ну, раз понравилось, так приходите еще, милости прошу.
Воспитатель: Вот такое небольшое путешествие в страну Детства у нас получилось. В такой шутливой форме мы рассказали вам о проблемах, с которыми столкнулись в течение этого года и дали вам рекомендации по общению с вашими детьми в свободное время, летом. Л. Н. Толстой писал, что ребенок подобен губке и способен впитывать максимум информации. Чем больше с ним общаются, играют и занимаются его развитием, тем лучше будет развит ребенок, его логическое мышление, память и скорость реакции. Не ленитесь заниматься с ребенком хотя бы 15 минут в день, каким бы сложным не оказался ваш рабочий день, и эти занятия вернуться вам с торицей.