Лейла Пономарева
Итоговое ООД по экспериментированию в средней группе «Путешествие капельки Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый конспект ООД по экспериментированию
в средней группе
Тема: «Путешествие капельки Капитошки».
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в познавательно – исследовательской деятельности и игровой деятельности посредством ознакомления со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Итоговое ООД по экспериментированию в средней группе „Путешествие капельки Капитошки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Создать условия для формирования у детей представления об основных свойствах воды в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Развивающие:
Создать условия для развития познавательных способностей у детей в процессе совместной деятельности со сверстниками и педагогом. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Стимулировать у детей развитие наблюдательности, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
Способствовать позитивному настроению и активному поведению в процессе совместной деятельности детей в ходе проделанных экспериментов. Создать условия для повышения социальной коммуникации детей в ходе совместной деятельности.
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, трубочки, ложки, сахар, соль, бутылка с водой, камешки, молоко, сок, салфетки, презентация: «Кому нужна вода», запись музыки: «журчание воды», гром, капли дождя, звук льющейся воды, сырые яйца, магнитофон, видеопроектор, экран для воспроизведения презентации
Предварительная работа: беседы о воде, чтение художественной сказки: «Как люди речку обидели», чтение стихов, загадок, чтение потешек о воде, просмотр иллюстраций о свойствах и качествах воды.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал с воспитателем, встают полукругом и произносят приветствие: «Здравствуй солнце золотое»
Слайд №1
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Здравствуй утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень! (дети здороваются с гостями и садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный гость. Отгадайте мою загадку и вы узнаете кто это?
Слайд №2
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт. (капля воды)
Воспитатель: Правильно ребята-это капелька воды «Капитошка». Послушайте стихотворение про нее:
Под звукозапись: «льющаяся вода», воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята давайте спросим у Капитошки откуда она к нам пришла и зачем?
Слайд №3
Капитошка :
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Где живу, какими свойствами я обладаю?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Капитошке! Расскажите, где же встречается вода?
Слайд №4
Воспитатель: Ребята без воды человеку и всему живому на Земле не прожить скажите, для чего нужна вода и как человек её использует.
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Ответы:
- воду пьёт человек, воду пьют звери и птицы.
- водой человек умывается, в воде человек моется.
- человек использует воду для уборки, человек поливает водой растения.
- по воде перевозят грузы и людей. Молодцы ребята!
Слайд №9
Воспитатель: Ребята вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Посмотрите в каком состоянии вода встречается в природе.
- «капелька» – жидкая вода, «сосулька» – твёрдая вода и «облачко» – газообразная вода.
Слайд №10
Физминутка: подвижная игра «Капелька»
Слайд №11
Капитошка : Ребята предлагаю поиграть в игру «Капелька»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело (дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Капитошка :
Я маленькая капелька.
Живу, среди воды
Сегодня приглашаю вас,
В чудесный мир воды.
Слайд №12
Воспитатель: Ребята, у Капитошки есть своя волшебная лаборатория воды, в которой можно проводить разные опыты с водой. Она приглашает нас туда узнать, как вода может изменяться. Сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории», но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании :
1. Не толкай соседа во время работы.
2. Сначала посмотри, потом повтори.
3. С горячей водой будь осторожен!
(Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).
Опыт 1 "Вода - это жидкость".
Слайд №13
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Опыт 2 "Вода не имеет запаха".
Слайд №14
А теперь, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт 3 "Вода прозрачна".
Слайд №15
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим.
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком ложку, видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
Опыт 4 "Вода изменяет цвет".
Слайд №16
А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Мы сейчас в воду добавим, немного краски и посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Пальчиковая игра «Облака»
Маленькое облако (округлить руки, пальцы сцепить в «замок»)
По небу плывет. (качать руками влево и вправо)
Маленькое облако
Ветерок несет.
Поднимает облако (поднять сцепленные руки и потянуться вверх)
На утес могучий,
Превращает облако (развести руки в стороны, и хлопнуть в ладоши,
В грозовую тучу. (изобразить дождик)
Опыт 6. "Грязная и чистая вода (очистка воды)".
Слайд №17
Ребята, Капитошка рассказала мне, что там где она живет много заводов, которые очень загрязняют реки. Давайте поможем Капитошке и научим ее очищать воду. Существует много способов, один мы сейчас с вами исследуем. Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (Нет! В одной ёмкости - вода чистая, а в другой - грязная.) Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём эту воронку, вложим в неё ватку и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается. (вода стала чистой).
Вывод: грязь осталась на ватке, а вода стала чистой. Теперь ей можно мыть руки и посуду, стирать бельё, а пить можно только кипячёную воду.
Опыт 7. "В соленой воде предметы не тонут".
Слайд №18
Перед вами на столах стоят миски с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в миску с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. А теперь во второй миске мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в миску соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке. А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Вывод: солёная вода тяжелей пресной.
Слайд №19
Под веселую музыку Капитошка прощается с детьми.
Капитошка : Ребята, спасибо вам за то, что вы так много знаете обо мне. Я дарю вам на память о себе Волшебную фруктовую Капельку, которая будет поить вас живительной силой. (воспитатель раздает всем коробочки сока)
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка! Ребята, вы стали настоящими исследователями. Давайте еще раз вспомним, что вы сегодня выявили в ходе экспериментов. Вы молодцы давай те себе похлопаем!