Наталья Васина
Итоговая организованная образовательная деятельность по речевому развитию «В гостях у царицы Грамматики»
Цель: развитие у обучающихся дошкольников базовых предпосылок обучения грамоте и овладение речью, как средством общения и культуры.
Программное содержание :
1. Образовательные :
Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.
Публикация «Итоговая организованная образовательная деятельность по речевому развитию „В гостях у царицы Грамматики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.
2. Развивающие :
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Развивать самостоятельность, инициативу.
3 Воспитательные:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Формировать чувство товарищества.
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: игровые упражнения и дидактические игры на умение различать гласные и согласные звуки, умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный звук, определять ударный слог, составлять из слов предложения, из предложений рассказ; упражнения на умение подбирать к слову родственные слова и прилагательные к существительным; разучивание пальчиковой гимнастики «Скоро в школу мы пойдем» и физ. минутки к занятию; работа в тетрадях по печатанию букв и слов; домашнее задание – найти пословицы и поговорки о дружбе.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Методические приемы:
- словесные (беседа о буквах алфавита, оценка воспитателем выполнения заданий, указания к выполнению заданий.);
- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, схем, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);
- практические (звуковой анализ слова, составление слов и предложений).
Материалы и оборудование: карточки для игры «Зашифрованное слово», дидактическая игра «Звуковой цветок», волшебная шкатулка в виде книги с карточками-загадками, смайлики из цветной бумаги, клей-карандаш ПВА, клеёнки для аппликации, салфетки, мешочек со сладким сюрпризом для детей, мелодии для музыкального сопровождения, запись голоса царицы Грамматики.
Ход ООД:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель: - Доброе утро, дети! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей теплыми и добрыми словами!
Кричите там, где это нужно,
Кричите громко, дружно, дружно!
- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…
Привет!
- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылает свой…
Привет!
- При встрече через много лет вы крикнете друзьям…
Привет!
- И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
Привет!
- И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Привет!
- Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы….
Привет!
Воспитатель: - Дети, сегодня я пришла на работу, открыла свою электронную почту и нашла письмо от неизвестного отправителя. Давайте вместе его откроем и прослушаем.
(Воспитатель вместе с детьми прослушивает аудиописьмо от царицы Грамматики с просьбой о помощи : «Я, царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства, прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он снимет с жителей только в том случае, если вы сможете пройти несколько испытаний правильно, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл»)
Воспитатель: - Дети, поможем царице Грамматики?
Дети: - Да. Конечно.
Воспитатель: - Я предлагаю вам отправиться в путешествие в сказочную страну. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом : с помощью нашей фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем - то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак, отправляемся в страну царицы Грамматики. (Включается сказочная музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха, запах ароматных трав и цветов. И вот мы попадаем в сказочную страну, жители которой - это буквы, звуки, слова, предложения, различные сказки, рассказы и многое другое.
2. Основная часть.
Воспитатель: - Вот мы и прибыли в сказочную страну. И должны пройти наше первое испытание. Отгадать правильно загадки от злого волшебника.
- Но прежде чем приступить к выполнению испытаний, проведем артикуляционную гимнастику («Окошко», «Чистим зубки», «Заборчик», «Лошадка»).
1. Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).
2. Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).
3. Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).
4. Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
5. Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение).
Воспитатель: - Молодцы, вы отлично справились с первым испытанием. Я думаю так же быстро мы выполним и второе задание.
Игра «Зашифрованное слово»
Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.
У каждой команды карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Команды должны расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.
Воспитатель: - И со вторым испытанием вы замечательно справились. Какие в нашей группе умные дети. Следующее задание мы пройдем так же без каких-либо трудностей. Ведь на нас надеются жители сказочной страны.
Дидактическая игра «Звуковой цветок»
В середину цветка закрепляем карточку с буквой, и на лепестки дети закрепляют картинки с изображением предмета, начинающего с предложенной буквы. А так же можно на лепестки цветка закрепить гласные и прочитать получившиеся слоги.
Воспитатель: - Дети, вы большие молодцы. Мы очень хорошо потрудились, и теперь я предлагаю вам отдохнуть и провести физкультминутку.
Музыкальная физкультминутка «Нам всем весело»
Воспитатель: - Дети, сейчас я предлагаю выполнить аппликацию «Весёлые смайлики». И для этого нам нужно пройти за столы.
- У вас на столе находятся листы со словами. Вы должны наклеить столько смайликов, сколько букв есть в предложенном слове. Затем каждому смайлику нужно приклеить цветную шапочку. Цвет шапочки должен соответствовать звуку: гласному или согласному.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, каким цветом обозначаются гласный и согласный звуки.
Дети: - Гласный звук – красным цветом, согласный звук синим, мягкий согласный звук – зелёным цветом.
Воспитатель: - Приступаем к работе, но сначала выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять …»
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(Дети приступают к выполнению работ под музыкальное сопровождение).
Воспитатель: - Дети, все справились с нашей волшебной аппликацией, мы помогли жителям сказочной страны. Потому что вы умные, весёлые и дружные дети.
- Наше путешествие закончилось, и мы должны вернуться в свой замечательный детский сад, в свою группу. И вновь мы отправимся туда с помощью фантазии. Для этого закрываем глаза и под музыку представляем, как мы летим сквозь облака.
Воспитатель: - Дети, вот мы и вернулись в свою группу. И здесь нас ждёт сладкий подарок от царицы Грамматики в знак благодарности за помощь.
3. Итог занятия :
Воспитатель: - Скажите, ребята, вам было трудно разобраться с тем, что натворил злой волшебник?
Дети: - Немного трудно, но интересно!
Воспитатель: - Вспомним, что мы хорошего сделали?
Дети: - Помогли жителям волшебной страны отгадать загадки, смогли разобрать перепутанные гласные и согласные, составляли слова, а ещё выполнили аппликацию «Волшебные смайлики».
Воспитатель: - Я очень рада, что вы смогли достойно справиться со всеми заданиями.
Теперь жители волшебной страны смогут и читать. А самое главное, это будут уметь все дети.