Диляра Бухарева (Казак)
Интеллектуальная игра-соревнование для детей логопедической группы «Умники и умницы» (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить уровень освоения программного материала по образовательной области «Познание».
Активизировать мышление, память, внимание.
Формировать положительное отношение к овладению новым знаниям, книге, школе.
Ход деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте участники интеллектуальной игры- соревнования «Умники и умница», а так же уважаемые родители, которые будут сегодня выступать в роли жюри. Итак, начинаем!
Публикация «Интеллектуальная игра-соревнование для детей логопедической группы „Умники и умницы“ (часть первая)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Умники и умницы. Интеллектуальная игра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Звучит торжественная музыка, в зал заходят дети, и выстраиваются в две колоны напротив друг друга.
Воспитатель: Хочу представить вам наших участников. Первая команда называется «Дельфины». Девиз команды: «Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает. Всегда поступит по уму, в беде поможет другу» Капитан этой команды Рома.
А теперь представим другую команду «Дракончики». Их девиз:"Дракончики имеют зубки. Будем грызть гранит науки". Капитан команды - Вадим.
Ну и какие же соревнования без жюри, сегодня это наши уважаемые родители. Давайте поприветствуем их.
- И конечно же соревнования не могут проходить без болельщиков, которые находятся в этом зале. Итак, начинаем!
Команды занимают места. В зале стоят: стол, стулья по количеству детей - для каждой команды. На стене висит полотно для проекции слайдов.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, откуда человек берет свои знания?
Дети: Человек читает книги, журналы, газеты, смотрит телевизор, пользуется компьютером, интернетом. Учится в школе по учебникам.
-Абсолютно верно. Человек получает новые знания из книг. Как мы поняли, книги бывают разные. Сегодня мы с вами познакомимся с одной такой книгой: энциклопедией. Эта книга хранит в себе много интересного и увлекательного. В ней собрана вся информация, знания многих веков.
На слайде появляется картинка с изображением Совы держащей ЭНЦИКЛОПЕДИЮ.
голос за кадром. «Здравствуйте, ребята! С вами говорит Совунья. я очень рада, что сегодня познакомилась с вами. Да, действительно, я пользуюсь энциклопедией, она мне очень помогает. Но случилось неприятное происшествие. Кто-то уничтожил, стер информацию из этой книги, и теперь я не смогу ею пользоваться. Я очень вас прошу, помогите мне восстановить знания, которые здесь находились»
Воспитатель: Уважаемая Совунья. Не расстраивайтесь так, мы с ребятами обязательно вам поможем. Правда, ребята? Тогда приступим. Но сначала проведем разминку.
Разминка:
Какое число встречается в сказке о Царевне, которая заснула мертвым сном? (7 богатырей)
Какое число обозначает, сколько голов у Змея Горыныча? (3)
Какую цифру напоминают два сложенных вместе бублика? (8)
Какая цифра похожа на висящий замок? (6)
Если цифра 6 перевернется, что получится? (9)
Какая цифра похожа на стойкого оловянного солдатика? (1)
Какую цифру пишет учитель в тетрадке отличника? (5)
Если эту цифру перевернуть, то получится прекрасный стульчик для куклы. (4)
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются цифры и числа? Вот бы сейчас заглянуть в энциклопедию. Может вы знаете, ребята?
Дети: Цифр всего 9, а чисел – множество.
Воспитатель: Молодцы. Правильный ответ. А теперь самое время помочь Совунье вернуть для ее книги знания. Первое задание на внимательность.
«Найди пропущенное, недостающее».
На слайде картинка : открытая книга с первой страничкой, на которой написан ряд цифр от 1 до 20 с пропущенными цифрами. Дети просматривают числовой ряд, и называют недостающие цифры. Для каждой команды - свой ряд.
Воспитатель: Ну а теперь попробуем найти не достающие фигуры. Как вы думаете, чего не хватает в первом ряду? В последнем ряду?
На слайде появляется таблица с фигурами
Дети: Звездочки и треугольника. Круга и треугольника.
Воспитатель: Отлично, восстановили первое задание. Обе команды справились легко и быстро.
«Загадочный рисунок»
На слайде появляется картинка с изображением сказочного персонажа, составленного из геометрических фигур.
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите на эту картинку, назовите все геометрические фигуры, из которых она составлена и назовите их, перечислите.
Воспитатель: А сколько здесь прямоугольников? сколько кругов? Квадратов? Треугольников? Ромбов? Трапеций? Полукругов?
На слайде появляется следующая картинка с перевернутой цифрой 7.
Под ней изображение бесцветной радуги. Под радугой календарь с днями недели.
Воспитатель: Ребята, что это, как вы думаете? Правильно, цифра семь. Только она перевернутая. Чтоб она приобрела правильную форму, нужно про нее рассказать стихи, загадки, пословицы или поговорки.
Дети по очереди загадывают загадки, рассказывают пословицы, поговорки, скороговорки
Загадки:
«Вышел старик-годовик, махнул рукавом,
И полетели двенадцать птиц,
У каждой птицы по четыре крыла,
В каждом крыле по семь перьев,
Каждое перо с одной стороны чёрное,
А с другой — белое»
Ответ: Год, месяц, неделя, дни, ночь, день.
«Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст»
Ответ: Радуга
«Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные»
Ответ: Дни недели
«Вьется по ветру коса,
А средь спинки полоса.»
Ответ: Цифра 7
Пословицы
«Есть пословица у нас
И она известна всем -
Отрезаешь только раз,
А отмерить надо … (Семь)»
-Лиса семерых волков проведёт.
-У семи нянек дитя без глаза.
-Семеро одного не ждут.
-Семь раз примерь, один раз отрежь.
-У ленивого семь праздников в неделю.
-За семью печатями.
Скороговорки
•«У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип»
•«У Степана есть сметана,
Простокваша да творог,
Семь копеек — туесок»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наша цифра семь снова стала прежней. Но это еще не все. Под нашей цифрой семь есть изображение радуги и календаря, как вы думаете, зачем эти картинки здесь?
Дети: Потому что в радуге семь цветов, а в неделе - семь дней.
«Ловкие, умелые, быстрые и смелые».
«Ловкие, умелые, быстрые и смелые».
Динамическая пауза.
Воспитатель: Каждой команде нужно будет быстро добежать до куба по одному, друг за другом, где лежат картинки, принести их обратно, собрать и выложить по порядку. Команде «Дельфинов» - радугу, а команде «Драконов»- дни недели.
Воспитатель: А пока команды выкладывают свои задания на столах, проведем викторину для болельщиков. [/i]
Викторина
-Сколько ушей у двух мышей?
-У животного две левые ноги, две правые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного?
-Что тяжелее килограмм ваты, или килограмм гвоздей?
- Бабушка своим внукам связала 3шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились. Посмотрите, наша картинка оживает. Радуге вернулись все цвета. На календаре - дни недели нашли свое порядковое место.
Воспитатель: А теперь разминка для ума.
Конкурс «Решалочки-смекалочки».
На следующем слайде появляются сюжетные картинки, с помощью которых дети будут загадывать задачки своим соперникам. Задачки выучены заранее. У каждой команды - свои. [/i]
Задачи в стихах. Команда «Дельфины»
1. Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана.
Какие чудные цветы!
А сколько их – нам скажешь ты. (4)
2. Стала курица считать
Маленьких цыпляток:
Желтых пять и черных пять,
А всего (десяток) .
3. У маленькой Светы
Четыре конфеты.
Еще дала три Алла.
Сколько всего стало? (7)
Команда «Дракончики»
4. Три цыпленка стоят,
На скорлупку глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
5. На тарелочке семь слив,
Вид их очень уж красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил? (3)
6. Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Пять спустились за ручей.
Сколько было всех гусей? (9)
Следующие вопросы на смекалку:
«У трех братьев по одной сестренке, сколько всего детей в семье?» (4)
«На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?» (3) .
«5 человек ждали поезда 5 часов. Сколько времени ждал каждый?» (5 часов).
«У бабушки Даши внучка Маша, внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?» (двое).
«На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?» (4) .
«Таня ходила в детский сад всю зиму, весну и лето, а Сережа - целый год. Кто из них меньше времени ходил в детский сад?» (Таня)
«Катя прожила уже три весны, три лета, три зимы и три осени, а Сережа три года. Кто из них старше? Почему? (ровесники)
«Галя не ходила в детский сад пять дней, а Сережа - одну неделю. Кто из детей больше времени не ходил в детский сад?» (Сережа)
«У Оли есть сестричка. Она на два года старше ее. На сколько лет Оля моложе своей сестры?» (на два года)
Дети дают объяснения, доказывают свою правоту.
Воспитатель: Отлично! Каждый проявил свою смекалку. Ну что ж, настало время проверить капитанов команды. Для них предстоит нелегкий конкурс «Палочки – превращалочки».
На слайде появляется схема, выложенная фигура из счетных палочек, которую нужно преобразовать в другую, путем перекладывания или добавления определенного количества палочек.
Задание выполняется на магнитных досках, палочки прикрепляются с помощью приклеенных к ним магнитиков с изнаночной стороны.
Воспитатель: Выложите из 6 палочек шестиугольник. Добавьте к нему только две палочки, так, чтобы получился один квадрат и да треугольника. Отлично! Капитаны справились с этим задание
-Из полученной фигуры сделать «оленя», переставив две палочки, и добавив еще две палочки. А теперь нужно переставить только две палочки так, что бы «олень» посмотрел назад.
- И с этим заданием справились на «отлично». А нам всем вместе предстоит выполнить следующее задание из книги Совуньи, чтоб восстановить энциклопедию. В ее волшебной стране, выросли необычные цветы, на лепестках которых есть цифры. Нам нужно будет на поле подобрать лепестки к каждому цветку свои. В центре цветка находится какое-то число, и вы выберете только те лепестки, из которых можно будет составить это число.
Команды выходят в центр зала и подбирают с полянки к своему цветку нужные лепестки.
Воспитатель: Вот и закончились все задания. Наша Совунья осталась очень довольной, ведь вы сегодня были такими умными, находчивыми, смекалистыми и помогли вернуть ей все знания пропавшие этой из книги.
На слайде появляется цветная книга.
- А теперь попросим наше жюри подсчитать очки у каждой команды и объявить победителя.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня доказали, что не зря посещали наш детский сад. Вы научились считать, писать, решать, думать, узнавать новое. Вы стали умнее, и теперь уже сами можете научить младших ребят чему-то интересному. Продолжайте и дальше познавать все новое. Обязательно дружите с книгами и тогда будете мудрыми, как наша Совунья, которая передает вам награды в знак благодарности. Это нагрудный значок «Умник (ца) нашего сада». Носите его с гордостью, пусть все видят, какие вы молодцы. И конечно же всем ребятам сладкие призы.