Евгения Волошина
Историко-краеведческая работа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Историческое краеведение раскрывает детям связи родного края,
города, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство
истории каждого города, села с историей, с жизнью нашей страны,
почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом,
честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Академик Д. С. Лихачев указывал на то, что историческое краеведение
в образовательном учреждении играет существенную педагогическую роль в
Публикация «Историко-краеведческая работа как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
трудовом, нравственном и эстетическом воспитании детей, занимает важное
место в формировании патриотизма молодого поколения, так как «свои
истоки любовь к Родине берет в стране нашего детства - отчем крае, чей
светлый образ навсегда остается в сердце каждого.
Работа по ознакомлению дошкольников с историей Купавны
проводилась в определенной последовательности:
- знакомство с историей возникновения микрорайона
- знакомство с культурными достопримечательностями (музеи,
памятники);
- знакомство со зданиями (назначение зданий, особые здания – церкви,
самые древние здания, история их создания; современные здания);
- знакомство с историей названий улиц и площадей;
- знакомство с жителями города/ поселка, прославившими город;
- знакомство с предприятиями, на которых трудятся родители детей.
Использовались следующие формы работы с детьми : образовательная
деятельность, совместная деятельность педагога с детьми, свободная
деятельность детей (изобразительная, игровая, трудовая, включение
регионального материала в содержание других образовательных
мероприятий, праздники и развлечения.
Применялись такие педагогические методы и приемы как: чтение,
рассказывание детям литературных произведений, беседы краеведческого
содержания, викторины, целевые прогулки и экскурсии, демонстрация
наглядного материала, игры и игровые упражнения, организация выставок,
мини музея, составление экскурсионных маршрутов, задания на дом,
обогащение и стимулирование детского творчества, привлечение к
посильному общественно – полезному труду. В группе были оформлены
уголки краеведения, содержание которых пополнялось книгами,
фотографиями, дидактическими играми, картами-схемами экскурсионных
маршрутов, макетами с видами города.
Особое место в краеведческом воспитании детей дошкольного возраста
занимает игра. Через неё ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и
охотнее учится новому. Игры краеведческого характера способствуют
развитию у детей различных навыков и умений взаимодействия с
окружающим.
Отсутствие в магазинах игр краеведческой направленности, которые
помогли бы детям, как можно больше узнать о родном городе, заставляет
многих педагогов решать эту проблему путем изготовления таких своими
руками. Так, детям был предложен «алгоритм сюжетно-ролевой игры
«Экскурсия по городу», целью которой является формирование духовно-
нравственного отношения к своему городу, к культурному наследию народа.
Основной линией сюжета являются туристы, желающие съездить на
экскурсию, водитель, который возит на автобусе туристов, кассир выдаёт
билеты на экскурсию, экскурсовод, который рассказывает туристам о месте,
которое они посещают. В процессе игры дети закрепляют знания о
достопримечательностях родного города, о поведении в общественных
местах.
Тесное взаимодействие с родителями помогает
выстроить краеведческую работу наиболее эффективно.
Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное
2
отношение родителей к изучению прошлого и настоящего
нашего города и страны. Дети вместе со своими родителями
и педагогами участвовали в творческих проектах и
выставках. Таким образом, формируются краеведческие
знания не только у дошкольников, но и их семьи приобщаются к
истории, традициям и культуре своей малой Родины.
Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа,
культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям осознать
свою принадлежность к малой Родине. Историко-краеведческий материал
помогает уже в дошкольном возрасте развивать нравственно-патриотические
чувства детей, направленные на формирование гражданской позиции.