Елена Косарева
История застенчивого подростка. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Многим знакомо ощущение, когда сложно заговорить с незнакомым человеком или сделать что-то совершенно обыденное, но на глазах у всех. Кажется, что все смотрят с осуждением или насмешкой, и вот-вот обрушится шквал критики. Застенчивость - это смущение, которое не даёт вести нормальную жизнь, сковывает по рукам и ногам и заставляет чувствовать себя неполноценным. Однако не всё так просто с этим состоянием, заставляющим краснеть или бледнеть, в очередной раз отступать в сторону.
Публикация «История застенчивого подростка, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для родителей
- Психология подростка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Застенчивость или стеснительность, робость - состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.
«Сдержанный», «скромный», «уравновешенный» — такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям, а их манеры могут рассматриваться, как «утончённые» и «светские». Сама по себе застенчивость выступает маской, за которой не виден человек.
Застенчивость - самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается "немужским" качеством. Может быть, люди преувеличивают эти трудности? Нет. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивым, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму (это касается только мальчиков) и переживают больше коммуникативных трудностей. Неудивительно, что застенчивость считается нежелательным качеством и люди стремятся от нее избавиться.
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей, стратегических приемов.
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, подростки и юноши обычно действуют в расчете на некую "воображаемую аудиторию" (одно из следствий этого - застенчивость). Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе "личный мир", вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий. Поэтому подростковое общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план.
Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника - не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как "срезать", "отбрить" собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение. Весьма сложны и многоплановы юношеские ритуалы ухаживаний и т. п.
Совершение запрещенных действий, начиная с прогуливания уроков и кончая выпивкой и приемом наркотиков, также имеет свой второй план, рассчитанный на воображаемую аудиторию.
Вынужденный поддерживать свой "личный миф", подросток нередко сам запутывается. Немотивированная ложь, как и немотивированная жестокость, непонятна только пока мы оперируем непосредственными, явными мотивами, не выходящими за пределы данной единичной ситуации. В более широком личностном контексте, если подумать, для какой воображаемой аудитории разыгрывалась данная сцена и с каким воображаемым прошлым соотносится данный поступок, они вполне объяснимы.
Моя история.
Сегодня я хочу рассказать небольшую историю о своей жизни. У каждого человека уже наступил, был или только будет переходный возраст — именно это сейчас происходит со мной. Переходный возраст — это время, когда ты очень комплексуешь по поводу своего внешнего вида, учёбы; каждому подростку кажется, что его никто не понимает, что жизнь неинтересна, многие не видят смысла жизни. Этот возраст нужно просто пережить. Наверное, переходный возраст — это самое запоминающееся время: первая любовь, новые знакомства; именно в это время ты понимаешь, кто твой настоящий друг, а кто просто пользовался тобой. Я расскажу немного о своём переходной возрасте.
Каждый мой день начинается с того, что мне нужно встать, принять утренний душ, почистить зубы, одеться и отправиться в школу. После школы я, как каждый школьник, прихожу домой и делаю уроки — начинаю с письменных. После этого я отправляюсь на тренировку. Да, я не похожа на многих детей — не гуляю по паркам и не веду нездоровый образ жизни, — совсем наоборот, я за спорт, и именно поэтому я и записалась на лёгкую атлетику. Домой после тренировки я возвращаюсь примерно в 19:10, после этого я доделываю устные домашние задания, принимаю вечерний душ, умываюсь и иду в постель. Из этого и состоит мой день. Выходные проходят немного по-другому.
Если честно, именно сейчас у меня появилось очень много интернет-друзей из разных городов. Все они иногда понимают и утешают меня даже больше, чем те, кто рядом со мной. Конечно, главной своей поддержкой я считаю свою семью и друзей. Как и у всех девчонок, у меня есть лучшие подруги, именно они всегда поддержат меня в трудную минуту: я благодарна Соне, Кате, Даше и Веронике. У меня также есть замечательная семья: мама, братик, бабушка, дедушка и я. Мама — это самый родной для меня человек на этой планете, ей я доверяю всё без исключения. Когда мне в первый раз понравился мальчик, мама рассказала мне историю из своего детства (она ведь тоже девочка, и у неё тоже была первая любовь). Проще говоря, моя жизнь состоит из самых замечательных людей на свете. И если ты, друг мой, собрался покончить жизнь самоубийством, то я не советую тебе этого делать: ведь сегодня ты плачешь, проклиная жизнь, а уже завтра ты будешь говорить, что жизнь — это лучшее, что у тебя есть.