МААМ-картинки

Консультация для родителей История Адыгского костюма

Залина Касимова
Консультация для родителей История Адыгского костюма
▼ Скачать + Заказать документы

История Адыгского костюма

Северный Кавказ - один из самых многонациональных регионов нашей страны. Одним из коренных народов являются адыги. Давайте же повернем колесо истории назад и проследим за развитием исторических форм мужского костюма адыгов. Археологический материал позволяет нам проследить, правда, пока лишь в самых общих чертах, основные этапы развития костюма. Основным источником изучения одежды древних эпох служат археологические памятники. К сожалению, от костюма древнего населения сохранились главным образом украшения. Они дают представление о способах скрепления одежды (булавки, фибулы, ее отделке (бляшки, подвески, накладки, а также об отдельно надеваемых украшениях (кольца, браслеты, серьги, цепочки). Но восстановить облик костюма полностью, его материал и, особенно покрой, почти невозможно. Поэтому мы остановимся на костюме XVIII в. и проследим за его изменениями.

Публикация «Консультация для родителей История Адыгского костюма» размещена в разделах

Для народов Северного Кавказа, а в частности Кабарды, верхней плечевой одеждой являлась бурка.. Вопрос: Каким вы себе представляете бурку? Ответ: Она длинная до пят и имеет разрез спереди.

А теперь посмотрим, какой она была в XVIII в. Бурка XVIII в. отличалась от более поздней тем, что была очень короткой, иногда значительно выше колен, что делало ее удобной и всаднику и пешему. Бурка имела колоколообразную расширяющуюся к низу форму, из - под нее виднелась черкеска. Носили бурку на левом плече, чтобы разрез приходился на правую сторону, и правая рука могла свободно двигаться. К середине XIX - XX в. в., как вы мне уже сказали, бурка удлинилась и разрез стали делать спереди.

Бурки делались из черной шерсти осенней стрижки, отличавшейся своей длиной и высокими качествами. Зажиточные слои населения делали для себя бурки белого цвета. Края бурки (воротник и передний разрез) для основной массы населения обшивались шерстяной тесьмой, а для зажиточных слоев - сафьяном, серебристой или золотой тесьмой, галуном. Воротник бурки имел специальную застежку, завязкой служила тесьма или кожаный ремешок.

Наибольший интерес представляет верхняя одежда из сукна, называемая обычно черкеской. Черкеска XVIII в. сильно отличалась от черкески более поздних времен. Она выглядит более свободной. Длина черкески доходила до колен или до половины бедра с длинными рукавами. Грудь была не так сильно открыта как в поздних черкесках. В связи с широким распространением огнестрельного оружия позднее появились газырницы, нашитые на груди. Первоначально газыри носили в кожаных сумках, укрепленных на ремне через плечо или на поясе. Но на поясе крепилось и без того немало предметов. Видимо поэтому газырницы стали пришивать на черкеску по обеим сторонам груди. Сначала их делали из кожи красного цвета. Позднее, когда газырницы прочно заняли свое место на груди черкески, их стали делать из той же ткани, что и черкеску. Число гнезд для газырей иногда увеличивалось с 4-5 до 18 с каждой стороны груди.

Изучив наземные склепы, В. Х. Тменов описал черкеску так: «Изредка рукава имеют разрез с внутренней стороны от подмышки и ниже

локтя». Из деталей, отмеченных В. Х. Тменовым, интересна еще одна: «Газырницы, имевшие от 7 до 10 отделений, изготовлялись из кожи или реже из ткани».

Оба эти признака - разрезные рукава и кожаные газырницы -датируют указанные черкески скорее всего XVIII в.

Дальнейшая эволюция черкески XIX - XX в. в. шла в сторону ее удлинения, расширения рукавов и упрощения их формы. Черкеску начали шить плотно облегающей верхнюю часть фигуры с широко раскрытой грудью. Черкеска, обтянутая по фигуре, от пояса плавно расширялась книзу при помощи особого кроя спины и клиньев. Боковы швы у подола оставляли незашитыми на 10 - 12 см. Черкеска застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. Количество газырниц, которые шились из той же ткани, что и черкеска, колебалась от 8 до 10 штук. Но обычно их было по 8 штук. Газыри у крестьян были простыми, деревянными с белыми костяными наконечниками, у богатых -из кости, нередко из слоновой кости с чернеными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. Рукава спускались ниже кисти рук, поэтому их обычно отворачивали. Во время танцев их обычно опускали. Длина черкески спускалась ниже колен на несколько сантиметров.

Нарядные белые черкески носили только зажиточные слои населения. Большинство носило черкески черного цвета. Черкески различались не только по качеству и цвету сукна, но и по ее отделке. Если у крестьян края подола, рукавов, газырниц, переднего разреза были обшиты самодельной тесемкой (уагьэ, то у зажиточных слоев населения -галуном из серебряных и золотых ниток. Обшивка подолов, рукавов и бортов шнуром ручной работы того же цвета что и черкеска, имело еще значение технологическое, заменяя подшивку.

Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить черкеску нараспашку. Черкеска обычной длины

была удобной для верховой езды, не стесняла движений при ходьбе, лазании по скалам, переходе через ручьи и т. п. В случае необходимости передние полы поднимали и затыкали сзади за пояс.

Главным щегольством считалось, если черкеска хорошо сшита и сидела как влитая. В этом отношении горянки отличались удивительным искусством. Лучшие мастерицы кроили черкеску с «одного взгляда» и с безошибочной точностью.

Вопрос: Какие же изменения произошли в черкеске во второй половине XIX в. и особенно в XX в. ?

Ответ: Она стала прилегающей до талии, газырницы переместились с талии на грудь и стали нашиваться из той же ткани, что и черкеска, рукава шились без разреза расширенными и удлиненными, грудь стала более открытой.

Мы уже знаем, что смена вооружения - распространение огнестрельного оружия и рационализация способа его зарядки привела к появлению на черкеске газырниц. Однако, когда в конце XIX - начале XX веков изменилось оружие и газырницы утратили практическое значение, их все же оставили в качестве украшения и символа мужества. С воинским бытом был связан и пояс, увешанный оружиями и принадлежностями для ухода за ним. Со временем последние превратились в декоративные подвески.

Мужская одежда, обычно именуемая бешметом (къэптал, надевалась чаще всего под черкеску. Но он одевался не только под черкеску. Бешмет считался еще и повседневной верхней одеждой. Его шили из домотканого сукна, но с начала XX в. предпочтение отдавалось материалам фабричного производства. Бешмет обычно шили по фигуре в талию. Ниже пояса бешмет плавно расширялся с помощью вшитых по бокам и сзади клиньев. Такой покрой подчеркивал стройность фигуры, на что мужчины обращали больше внимание. Длина бешмета была различной, он был выше колен или немного ниже. Длинные бешметы чаще

носили старики. Бешмет имел высокий стоячий воротник и длинный прямой разрез спереди, который от воротника до талии застегивался на мелкие пуговицы и петли, изготовленные из тонкой тесьмы ручной работы. Узелки - пуговицы шили по самому краю. По левому борту из такого же тонкого шнура ручной работы делались петли. На груди борта сходились встык, без запаха. Длинные рукава, суживавшиеся у кисти руки, так же застегивались на пуговички и петли из тесьмы. Рукава у стариков чаще всего не суживались и не застегивались.

Бешмет носили дома, в нем работали в поле, выходили на улицу. Черкеску одевали поверх бешмета, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, в гости, на танца и т. д. Обычай не разрешал бывать в таких местах в одном бешмете, «недоодетым», и такое появление могло было быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету.

Головной убор был важнейшей частью костюма. Головные уборы были из ткани, целиком из меха или меховым околышем и верхом из ткани, имели форму митры - усеченного конуса. Головной убор адыгов в основном соответствовал их одежде. Наиболее распространенным цветом был черный, но встречались и серые и белые. К концу XIX в. вид шапки изменился и приобрел цилиндрическую форму. В начале XX в. меховой околыш шапки стал и приобрел форму усеченного конуса, обращенного верхушкой вниз.

Вопрос: Какие пословицы вы знаете о головной уборе? Ответ: «Если голова цела, на ней должна быть шапка».

«Если тебе не с кем посоветоваться - посоветуйся с шапкой». «Шапку носят не для тепла, а для чести».

Адыги носили шапку в любое время года и в любом месте и снимали ее только ложась в постель. Шапка являлась олицетворением мужского достоинства. Покушение на шапку, ее сбивание с головы вызывали непрощаемую обиду, смывали нередко кровью.

Головной убор дополнялся и башлыком, который изготовлялся из домотканого сукна белого, черного и коричневого цветов. Основная часть башлыка - капюшон - в форме равнобедренного треугольника, от которого отходили в обе стороны длинные и широкие концы - лопасти, для завязывания у шеи. Края башлыка обшивали тесемкой из простых шерстяных, шелковых, а иногда золотых и серебряных ниток. К капюшону с помощью такой же тесьмы пришивалась красиво сплетенная круглая кисть с бахромками из золотых или шелковых нитей. Башлык одевали на шапку. При езде верхом концы обматывались вокруг шеи, спустив назад. В дороге при хорошей дороге башлык висел на плечах, на шнурки спущенный капюшоном и лопастями назад. Башлык являлся не только дорожной, но и рабочей одеждой. Его носили пастухи, чабаны, табунщики, мужчины, отправлявшиеся верхом или на подводе в путь. Богато украшенный башлык одевал юноша, когда ехал за невестой. Надевали башлык и на скачки. Башлык был одним из подарков невесты родственникам мужа. В этом случае его старались красиво украсить.

И в заключение можно сказать, что неотъемлемой частью костюма

горцев являлись ноговицы. Они были весьма удобны, как для наездника, так и для пешехода. Ноговицы плотно обтягивали ногу от щиколотки до колена. Ноговицы защищали штаны от лошадиного пота. Шили ее из сукна, войлока, а нарядные - из сафьяна.

Мужская одежда адыгов не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, стройность и подтянутость, ловкость и силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

Публикации по теме:

Презентация «История русского национального костюма» Развитие русского национального костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной.

Консультация для родителей «23 февраля-история праздника» 23 февраля — это День защитника Отечества. Традиция чествовать защитников Отечества в России имеет глубокие корни. Так, ещё в 1698 г. Петром.

Консультация для родителей «День народного единства. История праздника» «4 Ноября – День народного единства» История России насчитывает более тысячи лет. Чтобы осознать, какой это огромный период времени, почувствовать.

Консультация для родителей и воспитателей «Коляда (праздник): история и традиции» Большинство людей в наше время считают, что Рождество Христово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен,.

Консультация для родителей «История елочной игрушки в России»Консультация для родителей «История елочной игрушки в России» В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги.

Консультация для родителей «История создания песен военных лет» Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Накануне празднования очередной даты полного снятия блокады Ленинграда, мы с детьми много говорили и.

Консультация для родителей «История возникновения игры в шахматы»Консультация для родителей «История возникновения игры в шахматы» Игра в шахматы окутана множеством легенд До сих пор ученые не могут разгадать тайну их возникновения. Шахматы (от персидского - шах.

Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты»Консультация для родителей «Новогодняя елка: история возникновения и интересные факты» Сейчас сложно себе представить встречу Нового года без его символа — пушистой вечнозеленой красавицы ели. В канун этого замечательного.

Проект «История русского костюма» в старшей группеПроект «История русского костюма» в старшей группе МБДОУ «Детский сад «247» г. Нижний Новгород ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Автор проекта: воспитатель Керимова А. А. Введение В настоящее.

Внеклассное занятие «История русского народного костюма» Внеклассное мероприятие Тема: «История русского народного костюма» Цель: закрепить знания детей о русском народном костюме, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей История Адыгского костюма
Опубликовано: 16 марта 2019 в 20:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей История Адыгского костюма» (включая файлы) размещена пользователем Залина Касимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД