наталия дудкина
История становления трудового воспитания в России
▼ Скачать + Заказать документы
автор Дудкина Н. В История становления трудового воспитания начинается с 1919 года. Когда на первом съезде по дошкольному воспитанию и на втором съезде 1921 году впервые было определено в содержание труда дошкольников, требования к нему, поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей. На протяжении времени вопросы трудового воспитания волновали педагогов, психологов.
Публикация «История становления трудового воспитания в России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В ходе труда дети знакомятся со свойствами материалов, учатся работать с ними, работать с различными инструментами. В своих работах о том что детей с раннего возраста нужно приучать к труду говорила Крупская Н. К. Важное значение Крупская Н. К уделяла способам объединения детей в труде. Указывая на то, что совместную работу детей нужно ценить, так как она является зачатком коллективного труда.
Особое значение коллективного труда в формировании ответственности у детей к труду уделял замечательный педагог А. С. Макаренко. в одном из своих трудов он писал : «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только они могут создавать правильное отношение человека друг к другу. Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же что он хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».
Особенность детского труда и своеобразная связь его с игрой в своих трудах отмечала Крупская Н. К. многие педагоги считали что труд тесно связан с игрой.
А. С. Макаренко разработал рекомендации по организации детского труда. В рекомендациях уточнено содержание труда, дается постепенное усложнение, требования к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых поручений, обязанности в семье, отмечается роль участия в общих проблемах и заботах.
Таким образом Н. К. Крупская и А. С. Макаренко обосновали принципы трудового воспитания. Видные педагогические деятели разработали и изучила вопросы трудового воспитания.
Теоретически обосновали трудовое воспитание В. А. Полякова, С. Я. Батышева. В трудах ученых Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой раскрываются вопросы воспитания активности, нравственных качеств личности.
В работах психологов Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского отражена проблема значения трудовой деятельности в формировании личности. В. А. Петровский выступал против термина «трудовое воспитание», предлагал заменить его «воспитание в деле». Также философы и социологи, а именно М. М. Бахтин, Н. А. Бердяева в своих трудах рассматривались вопрос воспитания личности в трудовой деятельности. Не мало важное значение имеют исследования Т. А. Марковой, которые показали, что основным мотивом побуждающий к трудовой деятельности, является желание детей помогать взрослым.
Дошкольный возраст является первоначальной ступенью формирования личностных качеств. Происходящие в отечественной системе образования изменения, определяют концепцию непрерывного образования, определяют сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, который основывается на принципах вариативного содержания. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет ряд критериев направленных на формирование основ трудовой культуры дошкольников.
В настоящее время определено место труда в педагогическом процессе дошкольного учреждения. В. Г. Нечаевой разработано содержание труда, Р. С. Буре выделены формы организации труда. А. Д. Шатова исследовала вопрос влияния труда на развитие волевых качеств, М. В. Крулехт изучался вопрос формирования положительного отношения к труду взрослых.
Анализ опыта трудового воспитания показывает положительные моменты. Учеными педагогами, психологами внесен огромный вклад в разработку проблемы трудового воспитания, раскрыта роль различных видов труда. В исследованиях раскрывается вопросы формирования самостоятельности, ответственности. Однако организация процесса трудового воспитания в дошкольных образовательных организациях находиться в забытом состоянии. Не на должном уровне осуществляется взаимодействие детей и взрослых в трудовой деятельности, у детей не сформированы отдельные качества личности (трудолюбие, ответственность, настойчивость). Труд становиться забытым, второстепенным компонентом в жизни детского сада, снижаются представления о ценности труда. Трудовое воспитание стало занимать последнее место в воспитательно-образовательном процессе, так как на первом месте у педагогов и родителей стоит задача умственного, эстетического развития.