Нина Мейлун
История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР №25 «Пчелка»
Проект
для старшего дошкольного возраста
Автор проекта:
воспитатель группы № 12
Мейлун Нина
Викентьевна
«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно – творческий;
Тип проекта: Ребенок и общество и его культурные ценности;
межпредметный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный;
Участники проекта:
Публикация «История Смоленщины как средство приобщения детей к русской национальной культуре» размещена в разделах
воспитатели группы «Крупиночка»,
музыкальный руководитель;
инструктор по физической культуре;
воспитанники группы;
родители;
Интеграция образовательных областей:
• Познавательно-речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие;
• Социальное развитие;
• Физическое развитие
• Музыка.
Актуальность:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
«Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее» Д. С. Лихачев.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, родном крае. Поэтому я обратилась к этой теме.
Цели проекта:
• Развивать начала нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим;
• Воспитывать интерес к национальной культуре родного края, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания;
• развивать творческие способности.
Задачи проекта:
Расширять и углублять знания детей о:
• истории, культуре и достопримечательностях Смоленщины;
• о разнообразии русского народного искусства и художественных промыслов Смоленского края ;
Развивать:
• нравственно-патриотические качества личности ребепнка ;
• творческие способности;
• желание сохранять и преумножать богатства родного края;
Воспитывать любовь к Смоленщине посредством изучения :
• ее истории, некоторых смоленских традиций, культуры,
• изделий народных умельцев,
• биографий знаменитых людей Смоленщины.
Предполагаемый результат:
Сформированность у детей знаний о:
• Героическом прошлом Смоленщины;
• и жизни и деятельности знаменитых людей края;
• ее истории, культуре и достопримечательностях;
• о разнообразии русских (смоленских) художественных промыслов ;
Овладение знаниями и умениями при изготовлении простейших народных поделок (игрушек);
Углубление жизненного опыта ребенка;
Наличие у детей нравственно патриотических качеств личности.
Предварительная работа:
• сбор информации;
• работа с методической литературой;
• составление плана работы над проектом;
• подготовка к выступлению на родительской встрече на тему: «Значение духовно-нравственного воспитания для детей старшего дошкольного возраста»;
• анкетирование по проблеме.
Роль родителей в реализации проекта:
Родители деятельные участники и помошники в реализации проекта.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Участие в экскурсиях;
Проведение музыкального вечера развлечений ко дню 1150 – летия города Смоленска «Люблю тебя мой город славный»
Проведение занятий по:
• краеведению;
• экологических (природа и животный мир смоленского края)
• чтению прозы и стихов знаменитых людей Смоленщины.
Методическая помощь в работе.
Работа с воспитателями:
• Занятие «Смоленский народный костюм» с привлечением работников музея;
• Мастер – класс для педагогов ДОУ «Учимся рисовать смоленский костюм»;
• Презентация «Составляем семейный альбом» (Любимые места Смоленска)
Продукт проектной деятельности:
Конспекты занятий :
• познавательно-речевого цикла;
• художественно - эстететического цикла;
• комплексные и интегрированные занятия (ОО познание, речевое развитие, социальное развитие, физическое развитие);
• Мультимедийные презентации о:
• знаменитых людях Смоленщины;
• истории города, обычаях наших предков,
• истории одежды;
• о смоленских сказках,
Мультимедийная презентация для педагогов и родителей.
Содержание:
•ознакомление с краеведческим материалом;
•ознакомление с устным народным творчеством;
•ознакомление с бытом и традициями древних русичей (смолян);
Ознакомление со смоленскими народными играми;
Дидактические игры.
Формы представления результатов:
Анкеты для родителей:
• «Знаешь ли ты свой край?»
• «Приобщение детей к истокам русской культуры»;
Диагностика детей старшего возраста с целью выявления знаний детей о русской национальной культуре;
Схема реализации проекта:
Формы и методы работы:
• экскурсии;
• дидактические игры;
• викторины;
• художественная мастерская;
• презентации;
• беседы;
• праздники, развлечения, досуги.
Игровая деятельность:
• Изучение народных смоленских игр.
Социально – нравственное воспитание:
•Изучение русских народных традиций (некоторых традиций Смоленщины) ;
Речевое развитие:
•Знакомство с русским (смоленским) народным фольклором (потешки, сказки, пословицы, поговорки)
Художественная литература:
• Знакомство с произведениями знаменитых писателей и поэтов Смоленского края:
• Исаковским, Твардовским, Рыленковым и Мишиным.
Изучение русского народного декоративно-прикладного искусства:
• Знакомство с народной игрушкой;
• •Изучение истории а также способов и приемов изготовления смоленской керамики
Музыка:
• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!
• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки(«Камаринская», «Жаворонок», отрывков из оперы «Руслан и Людмила»
• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)
Этапы работы над проектом:
Подготовительный
• Совместное планирование деятельности.
• Подбор методической литературы.
• Составление планов работы.
Практический
Обеспечение условий для реализации проекта:
• Разработка образовательных маршрутов для участников проекта (музеи, экскурсии);
• Совершенствование и расширение уголка «Моя Смоленщина»;
«Родительский всеобуч»:
• (просвещение родителей по вопросам воспитания национального самосознания ;
• привитие гордости за свой край, желание приумножить его красоту и богатства.
• Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
Заключительный (аналитический):
• Обработка результатов по реализации проекта;
• Диагностика для выявлений детей знаний о национальной культуре.
Проект построен на следующих положениях:
• Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.
• Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;
• Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с культурой Смоленского края с учетом его индивидуальности;
• Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество.
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Серия занятий познавательного цикла «История родного края»;
• Серия занятий на тему «Город древний, город славный»;
• Занятия по ознакомлению с русским (смоленским народным костюмом) Беседы и экскурсии.
• Серия познавательных бесед по ознакомлению детей со знаменитыми земляками «Прославленные имена Смоленщины»;
• Серия занятий по ознакомлению с русскими народными промыслами (народной игрушкой);
• Серия занятий «Знакомство со смоленской керамикой»
Музыка:
• Вечер развлечений «Любимый мой город Смоленск!
• Слушание музыкальных произведений М. И. Глинки;
• Слушание песен о Смоленске (патриотической направленности)
Коммуникативная деятельность:
• •Знакомство с фольклором народов России (потешки, сказки, пословицы, поговорки, прибаутки о народном быте и гостеприимстве);
• Знакомство с творчеством поэтов и писателей Смоленщины;
• «Добрые сказки» совместное творчество детей и воспитателя (Тексты).
Продуктивная деятельность:
• Рисование дымковских, филимоновских, городецких узоров;
• Рисование элементов смоленской вышивки;
• Рисование «Русский народный костюм»;
Игровая деятельность:
• Русские народные;
• Смоленские игры.
• Игры – состязания: «Богатырская силушка», «Гостеприимная хозяюшка»;
• Дидактические игры:
• «Русский народный костюм»;
• «Сложи произведение русского художника» (кубики)
• Сюжетно – ролевые игры:
• «Ателье народных костюмов»
Чтение художественной литературы:
• «Сказки Смоленского края» Смядынь; составитель А. Мишин;
• «Василий Теркин» Твардовский (отрывок);
• Отрывки произведений Исаковского и Рыленкова;
• Знакомство с содержанием книги «Музей скульптуры Коненкова» художник РСФСР 1974г. ;
К концу реализации программы дети могут:
• Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города и области.
• Знать знаменитых людей края и Г. Смоленска.
• Знать свой домашний адрес, название города, области.
• Узнавать на фотографиях достопримечательности города и области, уметь рассказать о них.
• Знать профессии своих родителей.
• Знать краткие сведения об истории города и края.
• Знать символику города Смоленска и Смоленской области.
• Знать имена и названия произведений смоленских авторов;
• Понимать сопричастность к социальной среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Литература:
• Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
• Примерная комплексная Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой;
• Программа О. Л. Князевой. И М. Д. Маханевой. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
• Программа И. А. Кузьмина по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Истоки».