НАТАЛЬЯ ЗОТОВА
Конспект занятия «История происхождения матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема ОД: Рассказы на тему «матрешки народные игрушки».
Цель: Учить детей составлять творческий рассказ о матрешке с использованием прилагательных.
Задачи:
Образовательная – Познакомить детей о истории возникновения русской матрешкой.
- Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов;
- Обогащать словарный запас детей.
Развивающая - Развивать связную речь детей;
Публикация «Конспект занятия „История происхождения матрёшки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
- Развивать мышление, воображение, речевое внимание, память;
- Развивать моторику рук детей.
Воспитательная - воспитывать интерес к русской культуре;
- воспитывать усидчивости, вниманию, слушать окружающих;
- воспитывать детей самостоятельности.
Виды деятельности: развитие речи
Формы организации: групповая
Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая
Оборудование:
Демонстрационный материал: набор– Матрешек, картинки с изображением матрешек : (Семеновская, Тверская, Майдановская, Сергиевская, Вятская, ноутбук, магнитофон.
Раздаточный материал: силуэты матрешек, разрезанные на части.
Ход ОД
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечания
Вводная часть (мотивация)
Добрый день и добрый час.
Как я рада видеть вас.
Вы друг к другу повернитесь,
улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
«Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Правильно, ребята, это - матрешка. И сегодня она пришла к нам на занятие. Ребята, а вы знаете, что сама матрешка- это тоже загадка. А вот в чем заключается ее загадочность? Как вы думаете?
- Потому что в самой большой матрешке спрятались другие матрешки. И мы не знаем сколько их. Молодцы.
- Ребята, а что вы знаете о матрешке?
- Это красивая,сделанная из дерева игрушка. В ней вложены другие матрешки поменьше.
- Молодцы. Правильно. Ребята, а хотелось бы вам узнать от куда и как появилась матрешки на руси?
- Как ее делают? Кто ее придумал? И. т. д.
- Я предлагаю вам узнать это прямо сейчас,, пожалуйста, устраивайтесь поудобнее на своих стульчиках, а я начну свой рассказ.
Ответы детей
Ответы детей
Основная часть
Рассказ педагога о матрешке. (сопровождается демонстрацией презентации)
«Оказывается, ребята Матрешке очень много лет. Приблизительно сто лет назад в Россию из Японии привезли маленькую куколку, внутри которой было еще несколько таких же куколок, но меньшего размера. Игрушка очень понравилась детям и взрослым. И через некоторое время, у нас в России стали изготавливать матрешек. Этих куколок называли Матренами. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрешка, напоминает нам маму многочисленного семейства.
Для изготовления матрешки сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или березу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она ни сухая, но и ни сырая. Из древесины выпиливают заготовки, а затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком.
Самую маленькую куколку — неразборную — делают первой. Порой ее можно разглядеть лишь пристально всматриваясь, иногда для этого необходима лупа.
Вот такой интересный процесс».
- Ребята, назовите, пожалуйста, красивые слова о матрешке. Какая она?
Каждый ребенок берет матрешку в руки и называет слово – признак.
- Ребята, а если у матрешки круглое лицо, значит она какая?
- Круглолицая.
- А если, у нее большие глаза?
- Большеглазая.
- А если темные волосы?
- Темноволосая.
- Ребята, а давайте с вами немножко отдохнем, я предлагаю вам выйти на коврик.
Физкультминутка "Матрешки"
Выполняется детьми движения ( с музыкальным сопровождением: минусовка песни «Русская матрешка»)
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Мы ребята озорные,
Матрешки расписные.
Мы в одеждах наших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Мы похожи друг на дуга. (друг другу повернуться).
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
- Молодцы. Мы хорошо отдохнули, потанцевали. Ая предлагаю вам продолжить беседу о русской матрешке.
Ребята, у меня в руках матрешка. Вам, каждому, поочередно взяв ее в руки надо назвать ее ласковым словом?
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
- На первом этаже вы рассказываем о том, какое главное дело у предмета.
- Правильно, и для чего же люди придумали матрешку?
- Люди придумали матрешку, чтобы с ней играть, смотреть на нее и любоваться.
- Совершенно верно! Матрешка – это русская народная игрушка. А еще с помощью матрешки мы может показать малышам, что предметы могут быть разной величины.
- Поднялась наша матрешка на второй этаж и?
- Матрешка узнала, сколько у нее есть друзей.
- Верно, ребята, оказывается, существуют разные виды матрешек :
Самыми популярными считаются Майдановские матрешки. Такую матрешку можно отличить от других по цветку шиповника (розы).
Загородская матрешка— это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.
Семеновские матрешки раскрашены в яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек.
Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Этот вид матрешечного мастерства можно смело назвать самым сложным по части производства, ведь кроме самой росписи используется украшение ржаной соломкой. Есть еще и Тверская матрешка. (Педагог демонстрирует картинки с изображением разных видов матрешек).
- Вот оказывается, сколько у нашей матрешки друзей.
- А вот и третий этаж. Что нас здесь ждет?
- Матрешка вдруг осталась совсем одна. Во всем мире пропали матрешки. И теперь мы не можем ею играть, потому что она быстро испортится.
- Как теперь нам обращаться с матрешкой?
- Бережно. Стараться ее не запачкать, не сломать. Можно сделать похожих на не матрешек и играть ими.
(и другие варианты, придуманные детьми)
- Поднялась наша матрешка на четвертый этаж. Что же с ней случилось?
- Матрешка перестала выполнять свое главное дело, но она не сломана.
- Как же так может получиться?
- Например, матрешка стоит в музее и ее нельзя трогать. Матрешку сделали из материала, который легко ломается. Или она очень огромная. Ее унесли в гараж, потому что она старая и т. д.
- Молодцы, что же случилось с нашей матрешкой на пятом этаже?
- Она не выполняет свое главное дело, потому что сломалась.
( Рассуждения детей: у матрешки склеились две половинки, она упала и раскололась на части, или на нее кто-то наступил и др. варианты)
- Вот матрешка добралась до шестого этажа, а там ее ждал новый друг. С чем может подружиться наша матрешка и поменяться функциями?
- Например, с часами. В матрешку встроили часы, теперь смотришь на не и знаешь сколько времени.
Например, со столом. Матрешку сделали большую, как столик, а сверху она не круглая, а как крышка у стола (на голове) и теперь на не можно что-то поставить. Получится такой красивый стол.
Например, с холодильником. Внутри теперь у матрешки холодно и можно складывать туда продукты, чтобы они не испортились.
- Ребята, давайте немного поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя. Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».
Затем самостоятельный рассказ ребенка о матрешке. (Остальные рассказы послушали на вечернем коррекционном занятии)
Ответы детей
Ответы детей
Дети выполняют движения
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Дети выполняют движение
Заключительная часть (рефлексия)
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что же вы нового узнали о матрешке?
- Мне тоже очень понравились ваши рассуждения, ответы, наш с вами рассказ. И я решила подарить вам вот таких матрешек. Представьте себя художниками и попробуйте раскрасить дома свою матрешку. Может быть, она будет похожа на вас и или на маму. Мы пока не знаем. А потом, я предлагаю устроить выставку матрешек в нашей группе.
Ответы детей