Лариса Тюрина
«История новогодней открытки». Конспект непосредственно-образовательной тематической деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тюрина Лариса Викторовна, музыкальный руководитель
Порозова Людмила Федоровна, старший воспитатель
Цель: Расширить представления детей о истории возникновения новогодней открытки.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с историей возникновения новогодней открытки, с изобразительным рядом открыток разных эпох
- формировать культуру посещения музея на основе знакомства с экспозицией новогодних открыток
- развивать у детей умение публичного выступления
Публикация «„История новогодней открытки“, Конспект непосредственно-образовательной тематической деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние открытки своими руками
- Новый Год в детском саду
- Открытка своими руками
- Старшая группа
- Темочки
- расширять и обогащать словарный запас детей (экскурсовод, экспонаты, музеевед, посетители, экспозиция)
- воспитывать эстетический вкус, развивать желание мастерить открытки, дарить близким людям.
- создать условия для теплого эмоционального общения во время образовательной деятельности;
Оборудование:
- новогодние открытки разных времен
- новогодние открытки, сделанные детьми
- снежки
- афиша, приглашения - билеты
- музыкальная новогодняя открытка
Техническое обеспечение:
- видеопроектор
- мультимедийные презентации «Старинные новогодние открытки»
Музыкальный репертуар:
1. Спокойная музыка на вход и выход детей
2. Танец «Добрый жук», муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
3. «Игра в снежки», муз. и сл. Н. Вересокиной
4. «Новогодние игрушки», муз. А. Хоралова, сл. А. Дементьева
5. Новогодняя музыка для «волшебства»
Предварительная работа:
Изготовление афиши в группе, приглашений-билетов на посещение музея; изготовление открыток новогодней тематики совместно с родителями; знакомство с некоторыми особенностями открыток XIX – XX вв. ; подготовка сообщений детьми для выступления; подготовка музыкальных номеров.
Ход образовательной деятельности:
Ведущая в группе обращает внимание детей на афишу, раздает посетителям билеты для посещения «Музея открытки». Дети вспоминают правила поведения в музее, приглашают пройти в залы музея (музыкальный зал, оформленный как музей).
Звучит спокойная музыка.
Дети входят в музыкальный зал.
1 зал. Старинные открытки.
Ведущая. Дети, сегодня мы с вами посетим «Музей новогодней открытки». В первом зале вас встречает (имя, отчество воспитателя).
1 экскурсовод. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы встречаемся с вами в залах музея изобразительной открытки. Вашему вниманию будут представлены различные экспонаты – вещи, собранные в коллекцию по определенной теме. Вы догадались, дорогие посетители, какая тема сегодняшней экскурсии?
Дети. Новогодняя открытка.
1 экскурсовод. Верно. Наши сотрудники – музееведы бережно собрали экспонаты, оформили их и выставили для обозрения. Еще в музее есть сотрудник, который рассказывает посетителям истории, все показывает и объясняет, ведет экскурсии. Как он называется?
Дети. Экскурсовод.
1 экскурсовод. Молодцы, начнем нашу экскурсию.
Вы попали в зал старинной открытки. Когда появилась открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, доподлинно неизвестно, но упоминание о ней существуют в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.
Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.
С 1871 году открытки стали продавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон, а позднее Франция, Испания, Румыния, Сербия, Чили, Италия.
В России открытые письма были введены в обращение 1 января 1872 года. Самые ранние открытки были серовато-белые, позднее – цветные.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти открытки. Чем они похожи между собой?
Дети. На всех открытках изображены дети, которые ждут Новый год.
1 экскурсовод. Скажите, пожалуйста, можно ли определить настроение этих детей, глядя на их лица?
Дети. Да. Они радостные, веселые, потому что ждут подарки от Деда Мороза.
Ведущая. Я приглашаю вас, уважаемые посетители, в наш музейный кинозал. В нем вы увидите новогодние открытки, которые были в ходу 100-150 лет назад.
Демонстрируется мультимедийная презентация «Старинные новогодние открытки»
Ведущая. На старинных открытках изображались дети, ангелочки, свечи. Атмосфера радости и праздника присутствует на них. Мы предлагаем вам станцевать польку, которую танцевали, может быть, дети со старинных открыток.
Танец «Добрый жук», муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца
Ведущая. Мы благодарим (имя, отчество воспитателя, и переходим во второй зал, в котором нас встречает экскурсовод (имя ребенка).
2 зал. Советские открытки.
2 экскурсовод. Добрый день, уважаемые гости. Я приветствую вас в зале Советской открытки.
В советское время главными персонажами открыток стали животные, Дед Мороз, Снегурочка, актеры, персонажи сказок и литературные персонажи. В нашем зале тоже есть открытки с сюжетами сказок.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экспонаты. Каких героев сказок вы узнаёте?
Дети. Серебряное копытце, Аленушка с Козленком, 33 попугая и Мартышка, Мороз Красный нос, Снеговик.
Ведущая. (имя ребенка, загадай, пожалуйста загадку про одного из сказочных персонажей.
Ребенок. Что за нелепый человек
Стоит среди двора?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
Дети. Снеговик.
Ведущая. Дети, а хотите, чтобы Снеговик с открытки пришел к нам в гости?
Ответы детей
Ведущая. Тогда давайте закроем глаза и загадаем это желание.
Звучит «волшебная» новогодняя музыка
Дети закрывают глаза, появляется Снеговик со снежками.
Снеговик. Здравствуйте, ребята. Я слышал, вы обо мне говорили. Хотите со снежками поиграть?
Ответы детей
«Игра в снежки», муз. и сл. Н. Вересокиной
Снеговик. Что-то нынче снегу мало и ребятам не удается слепить снеговиков. Мне становится грустно от этой мысли.
Ведущая. Не грусти, Снеговик, мы тебе поможем. Наши дети подуют на тебя ветерком, снежинки-пушинки закружатся кругом.
Проводится дыхательная гимнастика «Снег-снежок».
Снеговик. Что-то мне жарко стало от вашего дыхания, побегу я на улицу, на морозец! До свиданья, детвора!
Ведущая. До свиданья, Снеговик, нам было очень приятно с тобой встретиться.
Снеговик убегает.
Ведущая. А нам ребята пора отправляться в следующий зал. Нас встречает экскурсовод (имя ребенка).
3 зал. Современные открытки.
3 экскурсовод. Здравствуйте, уважаемые посетители, рада приветствовать вас в зале Современной открытки.
На современных новогодних открытках чаще всего появляются тройка лошадей, ёлки, шары, свечи. На открытках используется серебряная и золотая краска, что придает открытке праздничный, торжественный вид. Мы воспринимаем открытку как частичку праздника и поздравления.
Уважаемые посетители, какая надпись встречается на всех открытках?
Дети. С Новым годом!
Ведущая. Верно. Скажите, пожалуйста, вы заметили разницу между открытками первого, второго и третьего залов?
Дети. В первом зале открытки с нарисованными детьми, во втором зале больше сказочных сюжетов с Дедом Морозом, а в третьем - больше новогодних шаров, свечей и природы, игрушек.
Ведущая. Ребята, давайте споем о новогодних игрушках песню.
Песня «Новогодние игрушки», муз. А. Хоралова, сл. А. Дементьева
(муз. руководитель исполняет куплет, дети – припев с движениями)
Ведущая. Дорогие посетители, мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты, ведь они создают особое настроение радости и счастья. Несколько лет назад люди создали особый вид открытки – музыкальную открытку. Я предлагаю вам послушать, как она звучит.
Заводим, слушаем.
Ведущая. Озвучивает мелодию специальный механизм, расположенный внутри. Сначала мы заводим механизм, а потом звучит музыка. Вам понравилось? Наша экскурсия продолжается, нас ждет еще один интересный зал.
4 зал. Открытки, сделанные своими руками.
Ведущая. В этом зале собраны экспонаты – самодельные открытки. Их можно сделать своими руками и подарить близким, родным. Частичка тепла и доброты, вложенная в создание такой открытки, передастся вместе с вашими поздравлениями.
Уважаемые гости, мы тоже приготовили открытки к Новому году, и хотели бы подарить вам с пожеланиями.
Звучит Новогодняя музыка.
Дети дарят открытки, звучат пожелания к Новому году.
Ведущая. Вот и подошла к концу экскурсия по залам «Музея новогодней открытки».
- Ребята, что нового вы узнали?
- Какие впечатления об экскурсии?
- Как называется профессия человека, который рассказывает об экспонатах музея?
- Кто называется профессия человека, который собирает и заботится об экспонатах музея?
Ребята, нам пора возвращаться из «Музея новогодней открытки» в детский сад. Я предлагаю вам в следующий раз посетить другой музей. Согласны? А в какой музей отправиться, мы решим в группе.
Звучит спокойная музыка.
Дети прощаются с гостями, уходят в группу.
Список литературы:
http://literra.websib.ru/borovikova/text_article.htm?52
http://www.tulainpast.ru/babusalbom/row1617/
http://www.nlr.ru/exib/bem/
http://www.kodges.ru/hobbi/kollek/93159-sovetskie-i-dorevolyucionnye-novogodnie-otkrytki.html
http://muzotkrytka.narod.ru/NG/109.html