Жданова Татьяна Дмитриевна
Истории к разговору с детьми о семье «Наши замечательные дедушки». Пособие для воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Истории к разговору с детьми о семье . Пособие для воспитателя
Серия публикаций в помощь тематическим беседам с детьми продолжается.
Оживить» картинки пластилином, мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками мне помогли юные иллюстраторы – мои воспитанники.
*
Наш словарик:
Дедушка – отец кого-то из родителей, передающий внукам свои знания и умения.
О дедушках – следующие истории. Ребята, постарайтесь ответить на вопросы в их заглавии.
Публикация «Истории к разговору с детьми о семье „Наши замечательные дедушки“, Пособие для воспитателя» размещена в разделах
Послушайте вначале, как писали о дедушках в старину Лев Толстой и Клавдия Лукашевич:
ЧЬЕМУ ПРИХОДУ РАДУЕТСЯ ДЕДУШКА?
Скучно живется дедушке Егору. Он плохо слышит, плохо видит и целые дни на печи лежит.
Одна радость, когда внук Вася придет из школы.
Вася всегда почитает деду, а дед послушает.
Вася читает громко, ясно, занятно.
Хорошо тому деду, у которого такой внук есть.
***
ЗА ЧТО БЫЛ ПРИСТЫЖЕН ВНУК?
Дед стал стар. Раз он лез на печку и не мог взлезть.
Внук был в избе. Ему стало смешно.
«Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп».
***
КТО ОСТАВИЛ ПУСТОЙ КОРЗИНКУ СВОЕГО ДЕДУШКИ?
Дряхлый дедушка с плетушкой шарит меж кустов,
Припадает над опушкой, теребит своею клюшкой –
Нет ли там грибов.
Да напрасно смотрит дед: ничего под ёлкой нет.
Знать, внучата спозаранку шарили в кустах,
И остались на полянке только тонкие поганки
В белых колпаках.
***
– Надеюсь, ребята, что вы внимательны к своим дедушкам, очень их любите, как это замечательный мальчик:
ОБРАДУЕТ ЛИ ДЕДУШКУ ПИСЬМО ВНУКА?
Здравствуй, милый дедушка! Как ты без меня?
Кто тебе для трубки принесет огня?
Кто поставит палку, кто откроет дверь?
Кто же позаботится о тебе теперь?
Кто поймет, как много у тебя тревог?
Как бы наш теленок вдруг не занемог…
Как там поживает мой петух-драчун?
Без меня скучает старый пес-ворчун?
А когда вернешься в избу со двора,
То кому ты скажешь: «Внучек, спать пора!»?
А кому расскажешь, как ты в старину
Уходил из дома с шашкой на войну?
Скоро я приеду, дедушка, домой.
Остаюсь с поклоном внук любимый твой.
***
О ЧЕМ МЕЧТАЮТ НАШИ ДЕДУШКИ?
– Кап-кап, – говорит дерево в сосульках.
– Кап-кап, – говорит газетный киоск.
– Кап-кап, – выговаривает дом с резными ставнями. Это они капают, а маленькому Коле жалко, ему кажется, что это они плачут.
– Почему? – спрашивает Коля своего деда. – Почему они все плачут?
– Не плачут, а радуются, – дед поднял указательный палец вверх и еще говорит, – солнце им греет, ну и капают. Пора такая.
Тут ручей блестит, течет под ногами, утекает далеко. Дедушка сложил из газеты кораблик, дал внуку, внук поставил кораблик на воду и толкнул пальчиком. Тот поплыл, поплыл быстро. А ветер на него еще дует, а ветер пахнет хорошо весной да солнцем, и дышать им легко.
– Ну! Беги, давай! – сказал дед.
И Коля побежал-побежал за корабликом, он машет руками, он подпрыгивает и улыбается до ушей. Вот ручей течет, вот кораблик плывет, вот Коля бежит, вот ветер летит, а вот дедушка идет своими взрослыми шагами, их всех догоняет.
«Я как вырасту ростом, как дедушка, сразу поплыву на огромном корабле по огромному морю и по океану!» – мечтает маленький Коля.
«Ах, до чего же было замечательно!» – вспоминает вдруг дедушка кораблики своего детства. И так захотелось стать маленьким мальчиком и мечтать о дальних плаваниях!
***
ПОЧЕМУ НЕ ПОСТАРЕЛ СТОЛЕТНИЙ ДЕДУШКА?
У меня есть дедушка, как зима, седой.
У меня есть дедушка с белой бородой.
В день знакомства нашего – это не секрет –
Было мне полмесяца, а ему сто лет.
Маленькие ласточки, песнями звеня,
Будят вместе с дедушкой на заре меня.
На зарядке солнышко рядом видит нас.
Поднимаем руки мы по команде: «Раз!»
И водой холодною, прямо из ручья,
Вместе умываемся: дедушка и я…
Много знает дедушка былей-небылиц:
Про луну и солнышко, про зверей и птиц.
Я вопросы разные задаю ему:
– Где? Зачем? А скоро ли? Сколько? Почему?
Мне на все мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет.
…Он читает книжки мне – ведь читать я сам
Не могу понять пока еще даже по слогам…
Приезжайте в гости к нам по горам крутым –
Сами познакомитесь с дедушкой моим!
***
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ О МОЕМ ПРАДЕДУШКЕ?
Мой прадед, хоть уж был старик,
Сидеть без дела не привык.
И люди говорят нередко:
«Его мосток», «Его беседка»,
«Его платан», «Его родник».
Приду к скамейке у ручья –
Услышу: «Вот его скамья».
И кто-то отдохнуть присядет…
Хоть жил давным-давно мой прадед,
О нем все помнят. Как и я.
***
КТО СТАРШЕ – ДЕДУШКА ИЛИ МАЛЬЧИК?
Жил старый-старый… мальчик с сутулою спиной.
Он горбился за книгой, сгибался за едой,
И он ворчал, ворчал, бурчал, и всех он огорчал.
Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.
Попросят мыть посуду – ворчит-бурчит: «Не буду.
Не буду. Не буду. Не буду мыть посуду».
И у него был дедушка, который не ворчал.
И не ворчал, и не бурчал, и всех он выручал.
Какой-то странный дедушка! Какой-то он чудной!
Веселый статный дедушка, ну просто молодой!
***
ЧТО ХРАНИТСЯ В СТАРИННОЙ КОПИЛКЕ?
Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. А сказки ей дедушка рассказывал.
Прибежит, бывало, внучка к дедушке и:
– Расскажи дедушка сказку!
А он:
– Какую?
А она:
– Какую хочешь.
Тогда дедушка велит внучке подать деревянный точеный грибок, откроет он у грибка крышечку-шляпку и начнет в грибке рыться. А в нем всякой всячины много. И перышко гусиное, и пуговка радужная, и от очков обломышек. Переберет дедушка всякую всячину, пересмотрит и сказку сказывать начинает.
Как-то внучка спрашивает дедушку:
– А зачем ты грибок просишь, как сказку начинаешь сказывать?
А дедушка ей и отвечает:
– Это не грибок, внучка, а копилочка.
– Какая копилочка, дед?
– Сказочная. Дедушкина. Я ведь, внучка, тоже внучком был, и мне тоже дед сказки рассказывал. Придумает он сказку или услышит, сейчас же в копилочку безделушку-памятку положит, чтобы сказку не позабыть. Про гуся сказка – гусиное перо. Про свечку – огарочек, про пшеницу – зернышко.
И ты так, внучка, делай, когда бабушкой будешь. Тебе и завешаю эту дедушкину копилочку.
Так и делала внучкой, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла. А теперь эта копилка нам в наследство досталась. И мы это наследство не только бережем, а по мере наших сил умножаем.
Вам достанется эта копилка – то же самое делайте.
***
ПОВЕЗЛО ЛИ АЛЁШЕ С ДЕДУШКОЙ?
Алеша рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алешу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком….
Дрова рубить и пилить вздумает Алеша – милости просим! Дед за одну ручку держится, внук – за другую. Помучится парень, да научится.
Так и во всем. Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать – дедушка никогда не отказывал.
Вот так и жил Алеша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.
Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело
***
КАК НИКИШЕ ПОМОГЛА ДЕДУШКИНА НАУКА?
Никишин дедушка учил своего внука следы зверей читать.
Однажды ребята шли в свое село через лес. Хорошо бежать по первому снегу. А на снегу много всяких следов. Побежали мальчики по следам и заблудились. Испугались ребята.
Вдруг Никиша увидел знакомые следы. Они и вывели ребят к сторожке лесника. Собачьи следы всегда к жилью выводят.
Домой Никиша пришел усталый, но счастливый.
***
ПОЧЕМУ ДЕДУШКА ПОЖАЛЕЛ ЧЕРВЯКОВ?
– Дедушка, ты обещал утром взять нас на рыбалку. Почему передумал?
– Эх, ребятки, да не смог я червяков раздобыть!
– Что случилось?
– А вот что. Стал я копать, и первым мне попался молоденький червячок. Хотел его в банку бросить, а он в моей руке стал корчиться, извиваться.
– Ну и что, деда, они всегда так делают!
– То-то и оно! Мне послышалось, как маленький червяк пропищал тоненьким голоском: «Отпусти меня добрый человек! – Я только недавно появился на свет, жизни ещё не видел, семейку не создал, червячками-детками не налюбовался. А так хочется!»
«Ладно, – сказал я ему, – живи!» И отпустил.
– Дедушка, а следующий тоже был молодым?
– Нет, как раз червяк был взрослым, но не очень шустрым. Подумалось: «Наверное, он такой же старенький, как и я. Меня-то ноги уже не очень носят. Представил, что ему предстоит погибнуть во рту у рыбы, и стало как-то не по себе».
Я ему сказал: «Буду рад, если тебе удастся спокойно пожить на старости лет!» И тоже отпустил. «А я-то как рад!» – произнес он на прощанье и тихо покашлял.
– Дедушка, так уж и покашлял?
– Да, точно! Наверное, растрогался…
– А что было дальше?
– Выкопал я третьего червяка – крепыша, красавца, модника! А он мне и говорит легким баском: «Не губи главного работника-земледельца! У меня важная задача – со своими собратьями землю удобрять, ходами её пронизывать, воздух и влагу корням давать.
Где нас много – почва для садов и огородов лёгкая, плодородная! Внукам твоим подарим витаминный урожай!»
Я ему: «Спасибо, привет друзьям-червякам!» Так и расстались.
– Ох, и дедушка, мастер рассказывать! И все же, как хорошо,
что ты червяков отпустил.
*
– Ребята, о чём эта история? Расскажите её кратко, используя выражения: молоденький червячок, старенький, крепыш-земледелец, как хорошо, что их отпустил.
Как вы думаете, а бывают ли заботливые дети среди животных? Оказывается, бывают, и тому есть множество свидетельств.
***
КАК СЛОНЫ ПОМОГАЮТ СВОИМ СТАРЕЙШИНАМ?
Послушайте о том, как слоны не оставляют без помощи своих пожилых родственников и за это от мудрого учителя получают необходимые знания и опыт:
Известно, что постаревшие слоны однажды покидают стадо. Делают они это тогда, когда почувствуют, что уже не в состоянии угнаться за молодыми. Ведь стадо обычно совершает быстрые и длительные переходы с одного пастбища на другое.
Если пожилой слон решил остаться на определенной местности, то с ним остается помощники – один или два молодых слона.
В случае опасности молодые животные предупреждают его об этом и прячут в укрытии. А сами смело бросаются навстречу врагу. Нередко слоны сопровождают старца до самой его смерти!
И что очень важно – старец, как бы в благодарность за заботу, обучает молодых телохранителей древней слоновьей мудрости.
*
Этот пример и еще многие-многие другие факты подтверждают, что животные наделены душевными качествами.
Но ведь человеку дано гораздо больше! Как жаль, что мы забываем об этом. И как часто большинству людей не хватает такого же, как у слонов, сердечного отношения к своим пожилым и, как им кажется, уже не особенно интересным и нужным родным!
***
В публикации использованы мои истории, а также Расула Гамзатова, Эммы Мошковской, Гиго Цагараева (с осетинского, Калины Малиной (с болг., Евгения Пермяка, Леонида Нечаева, Вячеслава Брейэра.