Татьяна Михайловна Щеголихина
Программа по организации мини-музеев «Истоки русской старины» для дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕРИАЛ к слайдам
Слайд № 1.
Введение.
Программа «Истоки русской старины» предназначена для педагогов дошкольных учреждений и представляет собой описание работы по организации в ДОО мини-музеев через совместную деятельность воспитателя – ребенка – родителя.
Духовно- нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши предки, чем гордились и что создавали веками, что и составляет основу духовной жизни человека.
Публикация «Программа по организации мини-музеев „Истоки русской старины“ для дошкольных учреждений» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
Именно музейная педагогика является тем духовным «наполнителем», которая не позволяет предать забвению историю, поддерживает в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Программа «Истоки русской старины» позволяет сформировать у воспитанников дошкольного образовательного учреждения нравственно-патриотические и социально-коммуникативные качества личности. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Слайд № 2
Актуальность программы.
Одной из важнейших задач Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирования общей культуры личности детей.
Проблема состоит в том, что на данный период отсутствует система
работы в дошкольном учреждении по духовно-нравственному воспитанию и развитию у детей познавательной и проектно-исследовательской деятельности средствами музейной педагогики.
Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музея позволяет систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, а также сформировать у них нравственно-патриотические и социально- коммуникативные качества личности средствами музейной педагогики, при условии, если:
-в детском саду будут организованы мини-музеи, способствующие вовлечению ребенка в познавательно-исследовательскую деятельность;
-ребенок будет мотивирован на активное взаимодействие с экспонатами в зоне мини-музея;
-ребенок будет проявлять субъектную позицию на всех этапах педагогического взаимодействия не только с педагогом, но и в самостоятельной деятельности;
-педагог будет владеть новой развивающей технологией формирования поисково-исследовательской деятельности ребенка-дошкольника, а также формирования нравственно-патриотических и социально-коммуникативных качеств личности в процессе музейной педагогики;
-родители будут заинтересованными и активными участниками взаимодействия на всех ее этапах.
Слайд № 3
Связь содержания программы с ООП ДОУ.
Дополнительная образовательная программа «Истоки русской старины» как и Основная 0бразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного программа детского сада № 24 «Малыш» (далее по тексту ДОУ) базируются на принципах Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО).
Одним из принципов Федерального Государственного образовательного стандарта является реализация Программы в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательно - исследовательской и продуктивной деятельности.
Этот принцип можно реализовать через создание мини -музеев т. к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации. Мини-музеи в ДОУ позволяют реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы, являются действенным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
Методологической базой программы «Истоки русской старины» являются программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» под редакцией Игоря Алексеевича Кузьмина. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 24 «Малыш» работает по программе «Истоки» более 6 лет. В основной образовательной программе ДОУ, работа педагогического коллектива по программе «Истоки» прописана в части формируемой участниками образовательного процесса.
Слайд №4.
Целью данной программы является - повышение эффективности духовно- нравственного и патриотического воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении за счет интеграции содержания образовательных областей средствами музейной педагогики.
Поставленные задачи в Программе реализуются через работу с детьми, педагогами и родителями.
с детьми:
-привитие уважения к традициям и истории народной культуры, народному искусству, развитие у детей интереса к русским традициям и промыслам;
-развитие способности и потребности самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;
-создание системы работы по развитию у детей познавательной и проектно- исследовательской деятельности через организацию мини-музеев и интеграцию образовательного процесса в условиях современного дошкольного образовательного учреждения;
- формирование способности к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т. е. к художественному восприятию действительности;
-формирование нравственно- волевых и коммуникативных качеств личности, активной жизненной позиции;
- развитие способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию.
с педагогами:
- изучение современного состояния и тенденции развития музейной педагогики;
-создание в детском саду педагогических условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в проектно-исследовательской деятельности по созданию и организации мини-музея;
- согласование основной образовательной программы детского сада с календарными планами по работе в зоне мини- музея; разработать систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея, синхронизировать изучение вопросов, общих для разных возрастных групп детей.
с родителями:
- привлечение родителей к совместным мероприятиям в проектно- исследовательской деятельности, в рамках которых они (родители) от пассивных наблюдателей педагогического процесса постепенно перейдут к позиции инициаторов и активных участников.
Слайд 5.
Принципы построения программы.
Построение Программы базируется на принципах:
-интеграции: Мини- музеи помогают в реализации общих задач ООП и отдельных образовательных областей, в частности «Социально-коммуникативном», по воспитанию у детей патриотических чувств;
-деятельности и интерактивности: мини- музеи представляют воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах ---деятельности: (использовать экспонаты в сюжетно- ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д);
-природосообразности: мини-музеи созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
-научности: представленные экспонаты в мини-музеях достоверно отражают тематику мини- музеев, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
-культуросообразности: мини- музеи в ДОУ ориентированы на приобщение детей к мировой и национальной культуре, материал мини- музеев несет образовательное и воспитательное значение для детей, вызывает в них любознательность;
-динамичности и вариативности: экспозиции мини- музеев постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей групп.
-разнообразия: наполнение - мини -музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
-креативности: через мини-музеи поощряется творческая деятельность ребенка, осуществляется реализация творческого начала через коллективную и индивидуальную деятельность;
-регионального компонента: мини- музеи в нашем ДОУ предусматривают организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием нашего региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувств патриотизма;
-непрерывности: продолжение получения знаний в семье, выработка личностной позиции;
-последовательности: постепннное ознакомления детей с музейными коллекциями;
-психологической комфортности и безопасности: при организации мини- музеев учитывают место их расположения, оформления, расстановки и безопасность экспонатов;
-принцип организации совместной деятельности с родителями воспитанников: и педагогов, отвечающий требованиям целостного педагогического процесса, направленного на разностороннее развитие детей.
Слайд № 6.
Духовно нравственное воспитание детей средствами музейной педагогики проходит в 3 этапа:
Первый - подготовительный этап – Планирование мини-музеев в детском саду.
В рамках подготовительного этапа, изучается теоретическая, методическая литература по данному направлению, разрабатывается Положение о мини-музее в ДОУ, проводятся консультации, семинары, практикумы педагогов и родителей по созданию мини-музеев в ДОУ, разрабатывается алгоритм создания мини-музеев, намечаются основные задачи предстоящей работы.
В содержательной части программы «Истоки русской старины» представлен календарный тематический план по всем группам на 4 учебных года с 2012 года по 2017 год.
Прежде чем организовать мини- музей в группе, педагог должен заинтересовать детей, дать понятие, что такое музей, для этого необходимо:
-Провести экскурсию в настоящий музей города (краеведческий, исторический, художественный).
С помощью интерактивных технологий можно провести мини- видио- экскурсии по музеям Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.
Коллективы каждой возрастной группы (воспитатели, дети и их родители) определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Совместно с родителями и детьми составляется проект по созданию мини-музея в группе.
Детей младших групп заинтересовать созданием мини- музея можно иначе :
-внести в группу экспонаты будущего мини-музея : игрушки или предмета (матрешки,ложки, игрушки-забавы, куклы и т. п, загадать загадку, прочитать потешку; пригласить в гости «сказочного персонажа», который заинтересует детей созданием собиранием каких либо игрушек или предметов.
Прежде чем приступить к созданию мини-музеев, воспитатели вместе с детьми устанавливают общие правила: принесённые вещи будут давать играть всем детям группы, не станут прятать и жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игру.
При создании мини-музеев по народному творчеству нашего региона, педагоги самостоятельно изучали такие виды творчества, как Городецкая, Дымковская, Хохломская, Семеновская росписи, создавали мультимедийные презентации по данным видам народного творчества, самостоятельно лепили из глины не достающиеся для мини- музея «Дымковской игрушки» поделки и их разрисовывали.
Слайд № 7
Второй этап, практический - «Создание мини-музеев».
Практический этап предусматривает реализацию деятельности взрослых и детей по всем направлениям, в соответствии с алгоритмом по созданию мини-музеев.
Это непосредственное создание мини-музеев : продумывается дизайн мини-музея, сбор экспонатов, их группировка, оформление, изготовление игр, макетов. Кроме того разрабатываются конспекты экскурсий, мероприятий, проводимых с детьми, изготавливаются паспорта мини-музеев, формируются картотеки экспонатов.
К этой работе можно привлечь не только детей, но и их родителей.
В мини-музеях с детьми организуется поисково-познавательная и экспериментальная деятельность, через которые осуществляется пополнение знаний воспитанниками об экспонатах музея, традициях родной культуры, народа.
В мини- музеи групп организуется игровая деятельность детей, использование экспонатов в играх, в организованной образовательной деятельности по счету, в ознакомлении с художественной литературой, в театрализованных играх и др.
Закрепляются знания детей об экспонатах мини- музея через продуктивную совместную и самостоятельную деятельность детей в изодеятельности, конструировании. (полученные знания в мини- музее отображают в коллажах, рисунках, аппликации, лепке, конструировании). Экспонаты мини-музеев активно можно использовать для проведения фольклорных и православных праздников и развлечений, таких как «Рождество Христово», «Троица», «Масленица», «Ярмарка веселая», и т. п.
На последней стадии практического этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, обзорные и тематические экскурсии, познавательные беседы и сценарии НОД. Сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. Проходит презентация своего мини-музея.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Слайд № 8.
Заключительный, презентационный - «Представление мини-музеев».
На данном этапе проходит презентация мини- музеев, их взаимопосещение воспитанниками мини- музеев других групп. Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставок для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержания работы с детьми в музейном пространстве.
В мини-музеях организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В наших музеях имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм- драматизациям. Хочется сразу оговориться, что как только дети начинают посещать музей, носителем знаний становится экскурсовод. Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей а также используют и сам мини-музей для сюжетно- ролевой игры: «Музей», распределяя на себя роли не только «экскурсовода», но и «директора», «сторожа», «реставратора» и «посетителей» музея.
Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, общения.
Дети посещают музей систематически, они его хорошо знают, ориентируются в нем свободно, но экспозиции музея не остаются стационарными, они постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием.
На заключительном этапе через сюжетно- ролевую игру «Музей» можно выявить заинтересованность детей, их мотивацию, и полученные знания, приобретенные через организацию мини- музея в группе : дети с интересом, самостоятельно организуют игру, распределяют между собой роли, общительны, коммуникабельны, у них богатый словарь, они с уважением относятся к прошлому своего народа, ценят экспонаты старины.
В итоге проделанной работы можно провести конкурс мини-музеев групп ДОУ и оценить активность совместной работы педагогов и родителей.
Слайд 9
Педагогическая диагностика.
Оценка результативности ДОП «Истоки русской старины».
проводится через различные формы и инструментарии:
- анкетирование родителей 2 раза в год (сентябрь, май)
-мониторинг формирования основ духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста (3-7 лет) в рамках реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» И. А. Кузьмина, т. 15 и ведение индивидуальных дневников на каждого ребенка: «Дневник формирования основ социокультурного развития ребенка –дошкольника», мониторинг 2 раза в год (январь и май);
- Диагностика по усвоению музейной педагогики детьми старшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае) на основе беседы:
1. Что такое музей?
2. Что хранят в музее? ( дополнительный вопрос: Как ты думаешь, зачем берегут очень старые вещи).
3. Был ли ты в каком-либо музее?
4. С кем ты ходил в музей?
5. Что тебе запомнилось больше всего?
6. Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов? Кто их собирает?
7. Зачем вы (папа, мама, брат, сестра и др.) коллекционируете эти вещи?
8. Какие народные промыслы нашей области ты знаешь?
Оценки анализируются по 3-х бальной системе (от 1 до 3)
Критерии оценки ответов детей:
Высокий уровень
Достаточный уровень
Допустимый уровень
Низкий уровень
Слайд № 10
Результаты.
Дополнительная образовательная программа «Истоки русской старины» рассчитана на детей от 3-х до 7 лет, на 4 года.
Результаты апробации дополнительной программы «Истоки русской старины» в 2013-2014 и в 2014-2015 учебном году.
Внедрение Программы «Истоки русской старины» эффективно сказывается в ДОУ.
Работа по созданию мини-музеев увлекла воспитателей, повысилась их компетентность и творческий потенциал в связи с обновлением образовательного процесса; она обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно, доставляет взаимное удовлетворение.
Организация музейной педагогики в дошкольном образовательном учреждении позволяет создать целостную картину мира у детей дошкольного возраста на основе знакомства и взаимодействия с экспозициями музея, а также:
- осуществлять индивидуальное развитие каждого ребенка и оказывать ему своевременную психолого- педагогическую поддержку;
- осуществлять контроль эффективности образовательной деятельности детского сада на основе мониторинга педагогических условий, оценки деятельности педагогов и оценок этой деятельности родителями.
- создавать разнообразную, развивающую предметно- пространственную среду групповых помещений;
- повысить качество образования – рост мотивационной потребности воспитанников в поисково-исследовательской деятельности, подготовки детей к школе средствами музейной педагогики.
У родителей:
* удовлетворенность качеством условий организации образовательного процесса в детском саду, востребованность услугами детского сада родителями;
* высокая степень совместного участия воспитанников и их родителей в проектах по созданию мини- музеев;
У педагогов:
*профилактика «профессионального выгорания», повышение удовлетворенности результатами своего труда.
* повышение квалификации педагогического состава, увеличение количества инновационных методических разработок, рост числа публикаций педагогов дошкольного образовательного учреждения;
Организация мини-музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Работа по реализации этого проекта в ДОУ ведется в течение 2 лет.
Слайд № 11
Результаты воспитанников.
- Работа по дополнительной программе «Истоки русской старины» позволила педагогам:
*сделать ведущими видами детской деятельности такие, как коммуникативная, игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, благодаря чему у детей развивается интеллект, восприятие, речь;
*изменить способ руководства детской деятельностью, не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
-В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности дети получают расширенные представления о родном городе, крае, природном и социальном мире, программа помогла углубить и расширить знания детей о народных промыслах своего региона- Нижегородской области.
- на основе ознакомления с историей, культурой, бытом русского народа в каждом ребенке формируется духовно- нравственные начала, что способствует сформировать у воспитанников ДОУ патриотические, социально-коммуникативные качества личности, уважение к традициям народа, историческому прошлому, привить детям уважение и любовь к своему народу, вызвать чувство благодарности, гордости и восхищения народными мастерами и умельцами.
- дети с большим желанием стали активно участвовать в народных и православных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.
- у детей развивается умение и желание импровизировать в процессе детских видов деятельности на тему русского народного творчества;
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре своего народа и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Слайд № 12 .
Использованная литература.
Слайд 13.
Благодарю за внимание.