Тюнтяева Оксана Анатольевна
«Преданья старины далекой». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Преданья старины далекой». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.
Образовательная область: «Познание».
Тема:
«Преданья старины далекой»
Цель:
Расширить знания детей о жизни людей в далеком прошлом.
Задачи:
- познакомить детей с назначением предметов прошлого (мельница, русская печка);
Публикация «„Преданья старины далекой“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- показать значимость предметов из далекого прошлого, обратившись к фольклорному наследию – русским народным сказкам;
- развивать ретроспективный взгляд на предметы;
- воспитывать бережное отношение к старинным предметам как к истории русского народа;
Предварительная работа:
- разучивание стихов, песен о родном крае;
- рассматривание иллюстраций из серии «Как наши предки выращивали хлеб»;
- чтение сказок «По щучьему велению», «Гуси – лебеди»;
- чтение книги Е. Максимовой «Глина. Путешествие в комнатных тапочках»;
- чтение и просмотр иллюстраций детской энциклопедии «Изобретения»;
Материал:
- иллюстрации из серии «Как наши предки выращивали хлеб»;
- деревянные модели- предметы быта прошлого, выполненные в стиле «декупаж» (русская печь, ветряная мельница, деревенская изба);
- тряпичные куклы;
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Построение в круг.
Становитесь друг за другом,
Мы сейчас пойдем по кругу.
Чтобы нам не потеряться,
Надо за руки всем взяться.
(М. Фесенко)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой у нас большой круг.
(В руках у воспитателя Солнышко (игрушка).
- Наше Солнышко заждалось нас и очень хочет поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовет свое имя ласково.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Стали теплыми наши ладошки и сердечки, протяните ладошки друг к другу. Как приятно, что вы такие добрые, ребята.
(Воспитатель предлагает детям сесть).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете всегда ли люди жили так, как мы сейчас живем?
Сегодня мы отправимся в путешествие по далекому прошлому, узнаем как жили наши предки. Предки – это наши прапрабабушки и прапрадедушки. Это для нас с вами новое слово, поэтому давайте произнесем его все вместе – «предки».
Мы сейчас с вами живем в больших многоэтажных домах, а раньше люди жили в деревянных избах. Избы были бревенчатыми. В некоторых областях России избы снаружи обмазывались глиной и белились. Такие избы назывались – хата-мазанка.
В то время не только дома были другими, но и одежда, предметы быта.
Девочки ходили в сарафанах, а на голове – ленточки или кокошник.
Мужчины носили рубахи и шаровары. На ноги одевали лапти.
Ребята, отгадайте загадку.
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)
- Мельница, ребята, - это такое специальное устройство для измельчения зерна. На мельнице работал мельник – работник, который управлял мельницей.
Физминутка.
Быстро вертится крыло
Мелит мельница зерно,
А из молотой муки
Испечем мы пироги.
(Имитация работы мельницы, руки - крылья мельницы)
Из зерна получали муку. Из муки пекли хлеб и пирожки. Помните мы с вами читали украинскую народную сказку «Колосок» про двух ленивых мышат и трудолюбивого петушка, который нашел колосок и отнес его на мельницу и намолотил из зерна муку.
Дуйте, дуйте, ветры, в поле,
Чтобы мельницы мололи,
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!
(С. Маршак)
А пекли хлеб и пирожки в настоящей русской печке.
В старину не было отопления, батарей, которые согревали бы жилище. Была русская печка. Она стояла посреди избы и была главной в доме. Без печки обойтись никак нельзя было.
Про нее в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Печка на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы. Про русскую печку складывались загадки и сказки.
- Ребята, кто назовет сказку, в которой говорится про печку?
Дети:
- «По щучьему велению»
Воспитатель:
- Да, ребята, ленивый Емеля заставлял печку саму ездить туда, куда ему надо. Не хотел Емеля лишний раз слазить с печи.
- А еще в каких сказках встречается печка?
Дети:
- «Гуси – лебеди»
Воспитатель:
- А как печка помогает Аленушке с братцем Иванушкой?
Дети:
- Вначале накормила Аленушку пирожками, а потом укрыла ее с Иванушкой от гусе - лебедей.
(Просмотр картинок из мультфильма «Домовенок Кузька»)
Воспитатель:
- Ребята, кто это?
Дети:
- Домовенок Кузька.
Воспитатель:
-Да, правильно, это домовенок Кузька. В каждой избе домовой считался хранителем очага. Он был невидимым, следил за порядком в доме. Возле печки в сказках всегда жили мышки-норушки и сверчок. Говорили: «Знай, сверчок, свой шесток».
(Показать детям, где находится шесток (площадка перед устьем печки).
Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с предметами из далекого прошлого, узнали где жили наши предки, какое важное значение в жизни наших прапрабабушек и прапрадедушек играла русская печка-матушка, мельница. Сейчас вы можете подойти и внимательно рассмотреть модели избы русской, печки,ветряной мельницы и поиграть с ними.