Анжелика Панкратова
Использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использованию современных образовательных технологий в урочной
и внеурочной деятельности как средство достижения планируемых результатов
Автор: А. В. Панкратова
МБОУ «СОШ № 50», г. Чебоксары.
Аннотация: Статья посвящена использованию современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности. Использование технологий для повышения познавательного интереса и активности учащихся на уроках химии.
Публикация «Использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
«Учить надо так, чтобы в дальнейшем
человек доучивался, а не переучивался»
(Г. С. Ландсберг)
В своей работе хочется видеть учащихся, проявляющих интерес к химии, с высокой результативностью при освоении образовательной программы. Моя задача научить детей мыслить, потому, что только те знания, которые добываются самостоятельно, в труде, по настоящему закладываются и являются наиболее ценными. Сегодня каждый учитель ищет эффективные пути, чтобы заинтересовать учащихся, усовершенствовать образовательный процесс. Учитывая современные требования к качеству образования, без активного применения современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности просто не возможно.
Суть нашей дидактики заключается в том,
что бы отыскать способ, с помощью которого
учителя бы меньше учили, а ученики при этом
научились бы большему.
(Ян Коменский)
В своей работе я внедряю и использую несколько современных образовательных технологий. При выборе технологии необходимо учитывать возможности учащихся и возраст учащихся. При использовании современных образовательных технологий повышается учебная мотивация учеников, качество обучения, познавательная активность как на уроках, так и во внеурочное время.
Информационно- коммуникационные технологии.
Эту технологию можно применять на уроках химии с 8-ого по 11 класс.
В условиях внедрения ФГОС без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современную школу. Почти на всех уроках для восприятия информации более наглядно, мы используем презентации, мультимедиа, видеоопыты. Презентацию можно использовать на отдельных этапах урока, а так же и в течение всего урока. Повышению мотивации к обучению и выполнению заданий способствуют наглядные схемы, картинки, таблицы, кроссворды. Можно интереснее провести контроль усвоения и закрепления знаний. Создать самостоятельные, разноуровневые контрольные работы и тесты в различных компьютерных программах. А так же обучение с помощью электронных образовательных ресурсов. Активность учеников возрастает, пробуждается интерес к знаниям, а следовательно повышается качество обучения.
Технология исследовательской деятельности.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»
Эта древняя мудрость очень точно отражает идею системно-деятельностного подхода в образовании в рамках стандарта второго поколения ФГОС, который я использую в своей педагогической деятельности. Исследовательская деятельность посвящена повышению уровня учебно-познавательной компетенции учащихся посредством проведения исследовательской работы по химии. Эту технологию можно применять во всех классах во внеурочное время.
По мнению Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова, поисково-исследовательская учебная задача позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Именно это обстоятельство с самого начала побуждает его активно включаться в процесс решения учебных задач. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширение своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к результатам.
Особую роль в развитии исследовательской деятельности учащихся играет создание программ: городские научно-практические конференции, конференции «Эткер», «Караш», «Открытие юных», «Я-гений», конференции, проводимые ЧГУ, МПУ (Чебоксарский институт (филиал, а также финал Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им. Д. И. Менделеева. и другие, где учащиеся могут проявить свои способности и достижения. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, относится химический эксперимент. В процессе учебного исследования у учащегося формируется внутренняя потребность проходить к любой возникающей перед ним проблеме системно и творчески, появляется возможность преодолеть фрагментарность, разрозненность знаний, развить экспериментальные умения и критическое осмысление информации, получить предоставление о научных принципах. По мере того как ученик начинает содержательно оценивать расширения своих возможностей действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к результатам. Вместе с тем, любые её виды предполагают овладение учащимся, технологиями творчества, приёмами творческой исследовательской работы. Например, умения видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях. Всё перечисленные приёмы формируются в результате исследовательской деятельности. Любое исследование проведено в несколько этапов: поиск информации, работа с литературой, сбор материала, подготовка мультимедийной презентации; ознакомление с техникой и методикой постановки опытов; предварительная проверка подготовки, к исследованию. Постановка целей и задач, затем выполнение экспериментальной работы по доказыванию или опровержению своего предположения.
В ходе исследования учащиеся с большим желанием выполняют эксперименты и опыты, с удовольствием изучают свой объект исследования; проводят наблюдения, устанавливают причинно-следственную связь. При этом чувствуют себя настоящими исследователями и грамотно оформляют результаты исследования и представляют свою работу.
Игровые технологии.
Эту технологию можно применять на уроках химии с 8-ого по 9-ый класс, и в внеурочное время на дополнительных занятиях. Не смотря на название, эта технология несет образовательную функцию, стимулирует самовыражение, заинтересованность, дух соревнования, конкурентность. Любая игра тренирует память, помогает работать в группе или самостоятельно. Развивает внимание и познавательный интерес к химии. Игры дают возможность находить самые неожиданные решения, выход из различных ситуаций. Игра важнейшее средство воспитания школьников, позволяет вовлечь каждого ученика в работу, учитывая уровень подготовки и его интересы. Игровые элементы возможны на любом этапе урока, при проверке знаний (игра «Крестики-нолики», «Догони соперника» и т. д., при закреплении материала, при опросе домашней работы. А во внеурочное время в форме КВНа, различных конкурсов, викторин.
Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, удерживает внимание, и в большинстве случаев ученики с радостью включаются к чему-то новому, необычному, интересному.
Здоровьесберегающие технологии.
Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье.
(Генрих Гейне)
Приоритетной задачей современного образования — это сохранение здоровья, предупреждения утомления у учеников в современной школе. Поддержание благоприятного психологического климата и пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных заболеваний.
Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор укрепления и сохранения здоровья. Она подразумевает проведение утренней зарядки перед уроками, физкультминуток во время урока, динамических пауз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, зрительной гимнастики.
Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют:
проведение и организация Дней здоровья; школьных спортивных праздников и соревнований; беседы о здоровье с учащимися и родителями, оформление классных и школьных уголков здоровья.
Дистанционное обучение.
Позволяет продолжать беспрерывное образование на дистанционном обучении.
В условиях дистанта, я продолжала проведение уроков на различных платформах. Сейчас это платформа «Сферум». Платформа–это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников. Организовать встречу может любой, кто создал учетную запись.
Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, ученики могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.
Возможности платформы: создание видеоконференции до 100 человек; бесплатное время неограниченно. Конференцию можно записать; демонстрация экрана (презентация, доска, видеоролики); есть чат, в котором можно написать сообщение, всем или кому то отдельно, или принять сообщение.
Преимущества:
1. Связь отличная. Не было ни одного случая, чтобы платформа подвела.
2. Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников.
3. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.
4. Можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроит автовключение записи, а также ставить ее на паузу.
Хочется еще познакомить с сервисами, которые я использовала во время дистанционного обучения: интерактивная рабочая тетрадь Skysmart; Мoodl;
интеллекткарты; интер. упражнения learningapps;тесты в гугл-форме; тесты в
мастер-тест, интнерактивные доски Miro и Padlet
Таким образом, считаю, что, используя современные образовательные технологии в преподавании, я открываю для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, стараюсь организовывать и направлять учебную деятельность ученика так, чтобы он сам добывал знания и мог их практически использовать. В результате чего активизируется деятельность ученика, повышается мотивация к изучению предмета.
Литература
1. Андреева М. П. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012.
2. Беседина Л. Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. - 2012. - №7
3. Беспалов П. И., Дорофеев М. В. Как организовать учебное исследование // Химия в школе. - 2010. - №5 - С. 61-63.
4. Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. - 2012. - №10
5. Каминский В. Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе. – Научно-практический журнал «Завуч» №3, 2010