Елена Мамедова
Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения
детей с ТНР
[Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК,
Мамедова Е. В., воспитатель ВКК,
Ковалева Л. А., воспитатель ВКК
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей с речевой патологией немаловажное значение имеет фонетическая зарядка.
Публикация «Использование звуковой гимнастики для оздоровления и обучения детей с ТНР» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Фонетическая зарядка – это тренировочные упражнения для развития звукопроизносительных навыков, просодической стороны речи. Занятия фонетической зарядкой помогают сформировать не только фонетически правильную речь детей, но благоприятно воздействуют на организм в целом.
О том, что звук может лечить, было ещё известно в древности. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы. В Древней Греции звуком трубы избавляли от радикулита и расстройств нервной системы. Разные звуки порождают различные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звуковая гимнастика является одной из разновидностей дыхательной. При выполнении дыхания со звуком появляется чувство теплоты во всем теле (это признак биохимического процесса). Вступая в резонанс с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.
В звуке можно выразить многое и, кроме того, «звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук «о», то во рту появится кисловатый привкус, звук «а» дает ощущение сладости.
Звуковая гимнастика может вылечить человека от многих болезней и широко практикуется многими древними школами. Использование в работе таких технологий позволяет обучать детей без помощи лекарств, средствами самого образования.
Ааа – воздействует благотворно на весь организм;
Еее – воздействует на щитовидную железу;
Иии – воздействует на мозг, глаза, уши;
Ооо – воздействует на сердце, легкие;
Ууу - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Ыыы – положительно влияет на общий тонус организма;
Эээ – стимулирует горло, трахею, гармонизирует работу органов;
Яяя – воздействует на работу всего организма;
Ввв - стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.
Ммм – воздействует на работу всего организма;
Ххх – помогает очищению организма;
Ннн – активизирует правое полушарие, интуитивные и творческие способности;
Ччч – способствует профилактике бессонницы, положительно влияет на организм в целом;
Ссс – самый целебный звук, он звучит как вибрация колокола, лечит простуду, благоприятно воздействует на организм в целом.
Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение звука на одном выдохе! При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха! Но не все звуки можно протяжно произнести (отрывистые звуки).
Алгоритм использования звуковых упражнений : - глубоко вдыхаем и на выдохе громко и протяжно произносим звук.
На основе этих знаний нами была разработана «Звуковая азбука». Речевой материал в азбуке представлен в алфавитном порядке от А до Я в стихотворной форме. Ведь именно рифмованные строчки всегда привлекают детей и быстро запоминаются. Применение «Звуковой азбуки» в работе это удобный способ развития умственной и речевой деятельности дошкольника.
Звук – ассоциация это быстрое запоминание. В результате формируется стойкий образ звука.
Предлагаемые звукоподражания необходимо сочетать с пальчиковыми упражнениями. Поскольку жестовый символ подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого звука. Комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает представление ребенка.
Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, занятиях по подготовке к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста, а так же на коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки. С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт даже с молчаливыми детьми, достичь необходимых результатов в речевом развитии, а так же создать комфортную эмоциональную среду. Звук воздействует на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.
«Звуковая азбука» увлекает детей, улучшает запоминание, вовлекает в процесс обучения, способствует решению вопроса здоровьесберегающей педагогики, эмоционально приятного усвоения материала
Предлагаемые варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия игр, но вполне имеют место для развития ребенка дошкольника.
На приеме у врача,
Покажу я горло: «А-А-А» (показываем горлышко)
Машинку швейную изображаю,
Строчку ровно прошиваю: «Б-Б-Б» (правой рукой показываем движение ручки)
Губку зубками зажму,
Песню ветра пропою: «В-В-В» (махи руками над головой)
Гусь умеет гоготать,
Ему буду подражать: «Г-Г-Г» (руки назад – «гусиные крылья»)
Дятлу буду подражать,
Буду громко я стучать: «Д-Д-Д» (Стучим язычком по верхней десне)
В словах «Е» произнесу:
«Е» - енот и ель в лесу.
Подражаю я жуку,
Громко я вот так жужжу: «Ж-Ж-Ж» (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью)
Подражая комару,
Очень громко зазвеню: «З-З-З»
(большой и указательный пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой)
Подражаю жеребенку,
«И…»- произнесу я громко (губки растягиваем в улыбку)
Я по лесенке иду,
Каблучками я стучу: «К-К-К» (постукиваем большими пальцами по столу)
В самолете я лечу,
Подражать ему хочу: «Л-Л-Л» (расправляем руки в стороны)
Сильно губки я сожму,
Как коровка промычу: «М-М-М»
(делаем «рожки» выставляя указательные пальчики на голове)
«Н-Н-Н» так плачет Несмеяна,
Грустно ей, печально стало (ладошки прикладываем к глазкам)
Мишке нужен Айболит,
«О…» как больно зуб болит (держимся ладошкой за щечку)
Пыхтит у мамы тесто: «П-П-П»
Ему в кастрюле тесно (руки постепенно поднимаем вверх)
Буду тигру подражать,
Буду громко я рычать: «Р-Р-Р» (делаем грозное лицо, показываем «когти»)
Подражаю я водичке,
Песню пропою со свистом: «С-С-С» (держим «водичку» в ладошках)
Подражаю молотку,
«Т-Т-Т» постучу (стучим «молотком» по столу)
Волчонок в лесу,
Громко воет: «У…» (вытягиваем губки трубочкой)
Ёжику я буду подражать
И тихонечко фырчать: «Ф-Ф-Ф» (подражаем ёжику)
Разогрею я ладошки,
Ну и пальчики, немножко: «Х-Х-Х» (дуем теплым воздухом в ладошки)
Соблюдая тишину,
Помолчать всех попрошу: «Ц-Ц-Ц» (указательный пальчик возле губ)
Как кузнечик стрекочу: «Ч-Ч-Ч»
Лишь на миг я замолчу (приставляем пальчик к губам)
Змейкой буду я шипеть: «Ш-Ш-Ш», (рукой показываем ползущую змею)
Листвой осенней шелестеть: «Ш-Ш-Ш» (ногами «поднимаем» листву)
Трещит щётка, как трещотка: «Щ-Щ-Щ» (движения рукой вперед-назад)
«Ы…» гудим как пароход,
Набираем полный ход! (подражаем гудению парохода)
Улыбнись, «Э…» протяни,
Подбородок опусти (произносим «Э…»)
«Ю-Ю-Ю» гудит волчок-юла,
Песенку поет она! («раскручиваем» рукой юлу)
Замечательное «Я»
Есть у каждого, друзья! (ладонь руки прикладываем к груди)