МААМ-картинки

Использование зрительной гимнастики в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ

Кызынгашева Татьяна Александровна
Использование зрительной гимнастики в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Панюшина Татьяна Викторовна – воспитатель

Крутенкова Татьяна Александровна – воспитатель

МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск

Республика Хакасия

Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, потому что около 90% информации ребенок получает через органы зрения. Вот почему для качественного восприятия окружающего мира так важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей.

Публикация «Использование зрительной гимнастики в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

В связи с этим в дошкольном возрасте большое внимание уделяется охране и гигиене зрения детей, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительных функций.

Обязательным компонентом работы с детьми является зрительная гимнастика. В работе мы используем разные виды упражнений. Комплексы зрительной гимнастики основаны на авторских методиках Э. С. Аветисова, ГГ. Демирчогляна, В. Ф. Базарного и др. Зрительную гимнастику проводим не менее 2 раз в день в течение 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи, потешки и т. д. В каждой возрастной группе, спальной комнате, спортивном зале, а также на верандах для прогулок необходимо создавать условия для проведения упражнений для глаз, с использованием специальных тренажеров.

При работе с офтальмотренажерами выделяют следующие коррекционно-развивающие задачи:

Развивать глазодвигательные навыки: способность следить за движущимся объектом и плавно перемещать глаза от точки к точке в разных направлениях (слева направо, сверху вниз и т. д.).

• Развивать периферийное зрение, расширять боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

Развивать навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

• Развивать навыки зрительного анализа : способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов

Варианты проведения тренировочных упражнений для глаз

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

На кончике указки прикрепляем яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предлагаем вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении упражнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами.

«Птичка»

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.).

собой невелички.

Как они летели, все люди глядели. (Вправо-влево.)

Как они садились, все люди дивились. (Вверх-вниз.)

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами

В работе педагоги часто используют офтальмотренажерами, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей. Они могут быть сюжетные, графические, модульные или выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно и т. д.

Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.

На схемах (лист ватмана размером 1x2 м) изображаем какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т. д. Толщина линии - примерно 1 см. Плакаты размещаем выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагаем «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами. Можно предложить детям игровой сюжет: «Едем в гости по разным дорожкам», «Катаемся на машине», «Ищем дорогу в лесу».

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводим в положении сидя или стоя. Педагог предлагает детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить до-рожку глазами (голова при этом остается неподвижной). Упражнение повторяем 5-6 раз

Этапы обучения детей работе на офтальмотренажерами

Первый этап, подготовительный. Ознакомление детей с офтальмо тренажёром. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур, предлагает детям следить глазами и указкой.

Второй этап, основной. Ребенок ведет указкой по офтальмо тренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

Третий этап, заключительный. Ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмо тренажере, прослеживая глазами и обязательно называя пространственные направления.

Коррекционное игровое упражнение «Штурман»

Старший дошкольный возраст

Цель. Развивать зрительное восприятие, прослеживающую функцию зрения, навыки пространственной ориентации; обучать правильному словесному обозначению направления.

Ход упражнения. Педагог распределяет роли: один ребенок - «водитель», а другой - «штурман» (указать детям начало и конец пути цветными ориентирами). Водитель с помощью указки пере-двигается по игровому полю по словесной инструкции штурмана, например: «Едем вверх, затем направо.». Задача штурмана - проследить правильность движения водителя. После окончания игры игроки меняются ролями.

Вариант игры. Указку можно заменить маленькой машинкой.

Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности (на больших офтальмо тренажерах, расположенных на стене)

Изучив основные положения методики В. Ф. Базарного по профилактике нервно-психического переутомления учащихся, мы пришли к выводу, что в детском саду возможно частичное использование этих рекомендаций.

Разрабатывая большие офтальмо тренажеры для детей, мы внесли в них игровой и познавательный сюжет; при этом: размер настенных панно составляет от 2 до 5 м. Таким образом, мы создали большие настенные панно: «Волшебные часы», «Полет бабочек», «Город геометрических фигур», «Бегущие человечки; «Дорожное движение», «В гостях у сказки», «Путешествие по Африке», «Разноцветные дорожки», «Радуга». На потолке группы можно нарисовать разноцветные силуэты бабочек и птиц. Методика проведения упражнений и занятий на больших тренажерах аналогична методике проведения упражнений с малыми тренажерами. Мы стараемся сочетать упражнения для глаз с правильным дыханием, также с физическими упражнениями.

Упражнение «Часы»

Старший дошкольный возраст. Выполняется в положении стоя или cидя. Перед детьми на стене расположено большое панно.

1. Поднять глаза вверх, сделать ими круговое движение по часовой стрелке, от 1 до 12, затем, наоборот, от 12 до 1, т. е. против часовой стрелки. Повторить движения 5-6 раз. Вариант. Можно называть цифры следующем порядке: 1, 3, 6, 9, 12, затем наоборот: 12, 9, 6, 3, 1.

2. Вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за руками, pyки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.

3. «Постреляй глазами по цифрам». Дети фиксируют взгляд на центре круга. Педагог называет какую-либо цифру, а дети находят ее глазами, и взгляд снова возвращается в центр.

Вариант упражнения со стихами «Часы»

Тик-так, тик-так! Вот так, вот так! (Движения глазам, вправо-влево.)

Тик-так, тик-так!

А теперь еще вот так! ( Движения глазам: вверх-вниз.)

Тик-так, тик-так!

Делай с нами, делай так! (Движения глазам по часовой стрелке)

Тик-так, тик-так! Стрелки движутся не так!

(Движения глазам по кругу против часовой стрелки.)

Коррекционное игровое упражнение «Цветные дорожки»

Старший дошкольный возраст

Цель. Закреплять знания названий цветов радуги и последовательности их расположения; упражнять в порядковом и обратном счете в пределах 10, в узнавании и назывании цифр; знакомить с четными и нечетными числами первого десятка и цифрами, обозначающими эти числа.

Ход упражнения

Педагог. Жила-была прекрасная фея, которая любила играть с волшебным клубочком. Как-то раз клубочек укатился очень далеко. Давайте проследим глазами, куда же он покатился. (Педагог берет указку, на конце которой прикреплен красный клубочек. Дети следят глазами за движением указки. По ходу выполнения упражнения педагог предлагает назвать цвет дорожек по направлению движения сверху вниз.) Докатился клубочек до сказочного замка, остановился и покатился обратно. Клубочек катился от цифры к цифре, а мы их назовем. (Дети прослеживают глазами движение указки по цветным дорожкам от цифры к цифре, снизу вверх, называя цифры по порядку. Аналогично выполняется задание со счетом в обратном порядке и прослеживанием глазами сверху вниз.) Прикатился клубочек к фее и опять решил поиграть, стал прыгать по разным цифрам. (Дети «стреляют» глазами, называя цифры, около которых остановился клубочек.)

Вариант игры. В подготовительной к школе группе дети находят глазами и называют четные и нечетные цифры.

Таким образом, гимнастика для глаз так же важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение, а это способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний. В нашей работе профилактика глазных заболеваний основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, очень эффективна.

Список литературы

1. Денискина, В. З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения [Текст] / В. 3. Денискина. - Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. - 62 с.

2. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: метод, пособие [Текст] / Л. А. Дружинина - М. : Экзамен, 2006. - 159 с.

3. Дружинина Л. А., Осипова Л. Б. В помощь тифлопедагогу ДОУ [Текст] : учеб-метод. Пособие / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – ООО Тираж Сервис» Челябинск 2010, 251с.

Публикации по теме:

Использование лего-конструирования в образовательной деятельности дошкольниковИспользование лего-конструирования в образовательной деятельности дошкольников Лего-конструирование позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности,.

Особенности проведения образовательной деятельности по физическому развитию с дошкольниками с ОВЗ Полноценное физическое развитие ребенка- это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи “Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга” И. П. Павлов Уровень развития речи.

Использование танцевально-игровой гимнастики «Са-фи-дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Комплекс зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения или предрасположенность к ним Комплекс зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения или предрасположенность к ним. Бесспорно, из всех.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с ОВЗ «Волшебница вода» Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы с ОВЗ Образовательная область «Познание» Автор: Попова.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в виде ритмической гимнастикиКонспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в виде ритмической гимнастики Задачи. Вызывать положительные эмоции от физкультурной деятельности. Воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках. Развивать.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств.

Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ «Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ.

Тематическая картотека зрительной гимнастики «Зоркие глазки» Тематическая картотека зрительной гимнастики «Зоркие глаза» Древний философ Платон сказал: «Из органов боги, прежде всего устроили светоносные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование зрительной гимнастики в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 13 января 2019 в 11:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование зрительной гимнастики в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Кызынгашева Татьяна Александровна (УИ 1570457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД