Лучший педагог года

Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи

Светлана Шванёва
Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы

Использование знаково-графичесиких схем, как средство развития речи у детей с ОНР.

Применение технологии знаково-графичесиких схем, в процессе развития речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

(С проблемами в речевом развитии)

1 слайд. Речь - одно из самых важных приобретений ребёнка дошкольного возраста. И если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то это затрудняет развитие на более поздних возрастных этапах.

Публикация «Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи» размещена в разделах

2 слайд. Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - образность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.

3 слайд. Свой выбор по использованию знаков и схем на занятиях по развитию речи я сделала, опираясь на эту заповедь. Ведь особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР. Чаще всего у них страдает вербальная память (память на слова, фразы, целостные тексты).

4 слайд. Обучение монологической речи - одно из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

5а слайд. В своей практической работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. Как правило, слушая сказку,

5б слайд. дети всегда просят показать картинки.

Пересказы с опорой на картинки у них получаются более яркими, красочными, эмоциональными. При этом обычный «глагольный» словарь обогащается прилагательными.

6а слайд. И действительно, если ребёнку предложить текст для запоминания - ему скучно,

6б слайд а вот играть со словами, разгадывать схемы, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее.

7 слайд. [/b] Опорные символы позволяют соединять звуковые – слышимые и знаковые - видимые части.

Схемы помогают ребёнку совсем иначе относится к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.

8 слайд. Заучивание стихов при помощи схем позволяет ребёнку легко ориентироваться в их содержании, начинать чтение с любого места, даже с середины строки.

9 слайд. Применение опорных символов позволяет решать задачи не только по развитию речи, но и расширять знания и представления детей об окружающем мире, способствуют формированию общей способности ребенка к опосредованному запоминанию (что особенно важно для ребенка с речевой патологией, воспитывает любовь к родному языку.

10 слайд. Работа со знаково-графическими схемами предполагает три этапа:

1 этап - чтение и составление графических схем, введение символа отрицания;

2 этап - составление несложных графических схем; изображение глаголов и прилагательных при помощи знаковых символов;

3 этап - чтение и составление усложненных знаково-графических схем, книжек-раскладушек;

11 а слайд. Детские книжки-раскладушки представляют собой ту же схему,

11б слайд. но каждый знаковый или графический символ рисуется на отдельной страничке.

12 слайд. Маленькая книжечка более удобна, нежели большой лист, её можно положить в детскую сумочку или в карман не переживая о том, что она помнётся. Дети любят свои книжечки, бережно их хранят. Это вполне понятно, ведь книжечка является результатом их творческого труда.

13 слайд. Схемы строятся как увлекательные игры и упражнения, на материале доступном детям, что вызывает у них интерес к литературным произведениям: стихам, сказкам, рассказам.

14 слайд. Практика показала, что занятия по данной методике развивает у детей интерес к чтению, зрительное восприятие предмета, память и мышление.

15 слайд. Важно сделать схемы максимально удобными для понимания детей, а для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1)выбор произведения и анализ его содержания.

2) оформление текста на знаково-символическом языке.

3) все элементы объединить в общую схему;

4) далее идет работа со схемой.

16а слайд. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.

16б слайд. Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме.

17 слайд. Процесс выбора символа для схемы идёт от детей. Например, в стихотворении «Дуб»:

Значит, дуб выносливый, Значит закалённый.

Слово выносливый для них ассоциируется с лошадкой, поднимающей в гору тяжести, а закалённый - это когда обливаются водой, ходят босиком.

На таком занятии каждый из детей старается придумать символ получше, чтобы именно его предложение было учтено и включено в общую схему.

18 слайд. Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.

19 слайд. Анализ работы с применением данной методики позволил сделать следующие выводы. Видите их на экране.

20 слайд. Я использую эту методику для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, но её возможно использовать начиная с младшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня.

Использование на занятиях по художественному творчеству игр и сказок С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создавать в детском коллективе атмосферу для самовыражения, «разбудить».

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква» Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Использование музыки на занятиях по художественно-эстетическому развитию .

Использование схем — один из методов для развития двигательной активности детей Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы.

Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью,.

НОД. Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи» Конспект занятия во второй группе раннего возраста: «Эмоциональное развитие на играх-занятиях по развитию речи». Программное содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи
Опубликовано: 28 декабря 2016 в 10:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шванёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД