Светлана Шванёва
Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование знаково-графичесиких схем, как средство развития речи у детей с ОНР.
Применение технологии знаково-графичесиких схем, в процессе развития речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
(С проблемами в речевом развитии)
1 слайд. Речь - одно из самых важных приобретений ребёнка дошкольного возраста. И если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то это затрудняет развитие на более поздних возрастных этапах.
Публикация «Использование знаково-графичесиких схем на занятиях по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
2 слайд. Детский писатель К. И. Чуковский говорил о связи между детскими стихами и рисунками, параллельном развитии рисунка и речи. Одна из заповедей детских писателей - образность текста - на каждые две строчки, ребёнок должен нарисовать картинку.
3 слайд. Свой выбор по использованию знаков и схем на занятиях по развитию речи я сделала, опираясь на эту заповедь. Ведь особую сложность представляет развитие связной речи у детей с ОНР. Чаще всего у них страдает вербальная память (память на слова, фразы, целостные тексты).
4 слайд. Обучение монологической речи - одно из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. Овладев средствами знаково-графических схем, старший дошкольник учится излагать свои мысли, интересно рассказывать, хорошо обосновывая выводы и заключения.
5а слайд. В своей практической работе я постоянно сталкиваюсь с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. Как правило, слушая сказку,
5б слайд. дети всегда просят показать картинки.
Пересказы с опорой на картинки у них получаются более яркими, красочными, эмоциональными. При этом обычный «глагольный» словарь обогащается прилагательными.
6а слайд. И действительно, если ребёнку предложить текст для запоминания - ему скучно,
6б слайд а вот играть со словами, разгадывать схемы, самим придумывать символы – гораздо интереснее и полезнее.
7 слайд. [/b] Опорные символы позволяют соединять звуковые – слышимые и знаковые - видимые части.
Схемы помогают ребёнку совсем иначе относится к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.
8 слайд. Заучивание стихов при помощи схем позволяет ребёнку легко ориентироваться в их содержании, начинать чтение с любого места, даже с середины строки.
9 слайд. Применение опорных символов позволяет решать задачи не только по развитию речи, но и расширять знания и представления детей об окружающем мире, способствуют формированию общей способности ребенка к опосредованному запоминанию (что особенно важно для ребенка с речевой патологией, воспитывает любовь к родному языку.
10 слайд. Работа со знаково-графическими схемами предполагает три этапа:
1 этап - чтение и составление графических схем, введение символа отрицания;
2 этап - составление несложных графических схем; изображение глаголов и прилагательных при помощи знаковых символов;
3 этап - чтение и составление усложненных знаково-графических схем, книжек-раскладушек;
11 а слайд. Детские книжки-раскладушки представляют собой ту же схему,
11б слайд. но каждый знаковый или графический символ рисуется на отдельной страничке.
12 слайд. Маленькая книжечка более удобна, нежели большой лист, её можно положить в детскую сумочку или в карман не переживая о том, что она помнётся. Дети любят свои книжечки, бережно их хранят. Это вполне понятно, ведь книжечка является результатом их творческого труда.
13 слайд. Схемы строятся как увлекательные игры и упражнения, на материале доступном детям, что вызывает у них интерес к литературным произведениям: стихам, сказкам, рассказам.
14 слайд. Практика показала, что занятия по данной методике развивает у детей интерес к чтению, зрительное восприятие предмета, память и мышление.
15 слайд. Важно сделать схемы максимально удобными для понимания детей, а для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:
1)выбор произведения и анализ его содержания.
2) оформление текста на знаково-символическом языке.
3) все элементы объединить в общую схему;
4) далее идет работа со схемой.
16а слайд. Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.
16б слайд. Предварительно проводится обсуждение содержания текста, отдельных фраз, разбор трудных слов. Картинки к трудным словам составляются совместно, дети сами ищут смысл этих слов, а затем придумывают к ним картинку в схеме.
17 слайд. Процесс выбора символа для схемы идёт от детей. Например, в стихотворении «Дуб»:
Значит, дуб выносливый, Значит закалённый.
Слово выносливый для них ассоциируется с лошадкой, поднимающей в гору тяжести, а закалённый - это когда обливаются водой, ходят босиком.
На таком занятии каждый из детей старается придумать символ получше, чтобы именно его предложение было учтено и включено в общую схему.
18 слайд. Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.
19 слайд. Анализ работы с применением данной методики позволил сделать следующие выводы. Видите их на экране.
20 слайд. Я использую эту методику для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, но её возможно использовать начиная с младшего дошкольного возраста.