Милешина
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми во второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми во второй младшей группы.
Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми во второй младшей группы» размещена в разделах
В современных социальных условиях большинство матерей вынуждены работать для удовлетворения элементарных потребностей молодой семьи, отдавая своих детей в детские сады, а не заниматься состоянием здоровья своего ребенка, значит, эта огромная ответственность за здоровье малышей ложится на дошкольные образовательные учреждения. В свою очередь дошкольные учреждения работают в тесном сотрудничестве с родителями, помогая им укреплять здоровье детей.
В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей этого возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.
Для формирования двигательной активности детей в спортивном зале есть спортивные модули, туннель-палатка, кольцеброс, мячи разного размера; обручи дорожка для профилактики плоскостопия; «гусеница со следами»; цветные мишени; массажные мячи и др. пособия. (Необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр). Свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.
С детьми систематически проводится утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки, подвижные игры, закаливания и другие здоровьесберегающие технологии.
1. Физкультурные занятия – проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале, длительность 15 минут.
Занятия проводятся в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду «Детство» под редакцией Л. А. Пензулаевой. С соблюдением гигиенических условий.
2. Игровые технологии – способствуют наиболее успешному решению проблемы здоровья, проводятся в свободное время, во второй половине дня. Организуются не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Используя ведущий для ребенка - игровой вид деятельности, мы сможем подарить ему здоровье, делая это интересно и весело.
3. Комплексы утренней гимнастики – способствуют активному переходу от сна к бодрствованию. Они позволяют сохранить бодрость и работоспособность в течение дня. Утренняя гимнастика – один шаг на пути к спорту!
Технологии сохранения стимулирования здоровья :
Физкультминутки- проводятся во время занятий (2-3 минуты, по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики и др.
Например:«Хомячок»
Хомка-хомка, хомячок, Дети сидят на ковре, потирают живот,
Полосатенький бочок. Бока. Хомка рано встает, Встают, трут щеки, вытягивают шею, Щечки моет, шейку трет. Трут ее ладонями. Подметает хомка хатку Имитируют подметание пола. И выходит на зарядку. Ходьба.
Раз, два, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать.
Лапками похлопает, Действия согласно тексту.
Ножками потопает,
Крепко свой бочок потрет
И опять гулять пойдет.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в спортивном зале – малой и средней подвижности.
Например: «Зайка беленький сидит…»
Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей подпрыгивать, хлопать в ладоши, находить свое место, убегать, услышав последние слова текста.
«Найди флажок»
Цель: Научить детей находить определенный предмет, действовать по сигналу воспитателя, двигаться спокойно, не наталкиваясь друг на друга.
Релаксация – в любом помещении, в зависимости от состояния детей.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов) звуки природы.
Технологии эстетической направленности – реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, оформлении помещений к праздникам.
Пальчиковая гимнастика - проводитсяв разное время дня (индивидуально и с подгруппой детей). В утренние и вечерние часы, перед занятием, во время занятия, во время проведения гигиенических процедур (мытье рук – массажируем, поглаживаем, промывая каждый пальчик). А так же рекомендуем родителям проводить ее дома.
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии, оказывают развивающее, оздоравливающее воздействие на организм малышей.
6. Упражнения с элементами дыхательной гимнастики– проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы : включаются в комплексы утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке и т. д.
Например:
«Часики»
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед – назад, произносить «тик – так», 6-7раз.
«Дудочка»
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к
губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф», 4 раза.
«Петушок»
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словом «ку-ка-ре-ку» (выдох, 4 раза.
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20 секунд. И другие.
*7. Бодрящая гимнастика и гимнастика пробуждения – проводится для постепенного, аккуратного запуска всех жизненно важных процессов организма, после длительной статистической позы сна прямо в постелях.
Ее основными элементами являются потягивающие упражнения, имитация позы животных, дыхательная гимнастика, включающая позитивную настройку организма ребенка на здоровье, радость и красоту.
Например, начинаем пробуждение с художественного слова, постепенно добавляя движения.
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись, улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
(Играем с одеялом в «прятки»; поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх, при этом проговариваем: «потягушечки-порастушечки»).
Тянем ручки, тянем ушки,
Ручкой облачко достали и немного выше стали!
Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить.
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.
Хвостик спрячем под подушки, делать будем мы вертушки.
(Повороты к подушке и назад).
А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну-ка, ножки, догони!
(Лежа на спинке, делают движения согнутыми ногами).
А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком и попрыгайте легко.
(Дыхательные упражнения обязательны, так как они помогают активизировать лимфатическую, эндокринную, сердечно - сосудистую и нервную системы).
Зайки нюхают цветы, как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох,
Ротиком подули (3-4 раза).
Солнышко вдыхаем - сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь опускаем!
Таким образом, очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.