Людмила Полякова
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста
В детском саду дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет большое значение.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий – системы мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и здоровья.
Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.
Работая с детьми раннего возраста, мы организовали необходимое пространство (мини-зал) для формирования двигательной активности детей.
Это пространство организовано с учетом:
- Обеспечения требуемых санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности детей
- Пространство «мини-зала» реализует потребность ребенка в движении и способствует двигательной активности.
Для формирования двигательной активности детей в нём выделены зоны.
В одной части сгруппированы качалки, каталки, палатка. В другой части - мячи разного размера; обручи, дорожка для профилактики плоскостопия; массажные коврики; «короткие косички»; цветные мишени; массажные мячи и др. пособия. (Необходимые для проведения утренней гимнастики, закаливания, подвижных и самостоятельных игр детей раннего возраста). В третьей, свободное пространство для самостоятельной, игровой и двигательной деятельности детей.
С 17 по 21 мая в группе реализовали проект «Быть здоровым здорово!». При разработки проекта ознакомились с основными здоровьесберегающими технологиями для детей раннего возраста, которые используем в своей работе.
Здоровьесберегающие технологии:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Пальчиковая гимнастика - (индивидуально, подгруппой, или группой в любой удобный отрезок времени, тренирует мелкую моторику, стимулирует речь - «Наша группа», «Капуста»).
Дыхательная гимнастика – оборудование является частью предметно - развивающей среды (вертушки, султанчики, мыльные пузыри). С удовольствие «дуют на листик», «нюхают цветочек», «надувают пузырь».
Гимнастика для глаз - 2-3 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности нагрузки, при пробуждении. Использую наглядный материал, показ. («Открываем – закрываем глазки», следим за предметом).
Динамические паузы (физкультминутки) по мере необходимости. В процессе проведения естественно и ненавязчиво воспитывается поведение, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.
Гимнастика пробуждения проводится в постели: потягивание, имитируя позы животных, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, гимнастики для глаз. И направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию после дневного сна. Хождение босиком, воздушные ванны, ходьба по дорожке «здоровья»- профилактики плоскостопия.
Подвижные игры - способствуют устранению замкнутости, появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу, согласовывать их с действиями товарищей. Развиваются основные виды движений, выносливость, крупная моторика рук, координация движений, способность концентрировать внимание, память, наблюдательность, ориентировка в пространстве. («Воробушки и автомобиль», «Поезд», Бегите ко мне», «Через речку», «По ровненькой дорожке», «Надувайся пузырь»).
Релаксация (по мере утомляемости детей) - минуты тишины, музыкальные паузы, слушание музыкальных произведений, звуки природы, голоса птиц.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика: продолжительность 4-5 мин., комплекс составляется на две недели. Малыши выполняют знакомые упражнения, действуя в образе животных, что создает хорошее настроение, вызывает желание выполнять движения. Гимнастика оздоравливает и укрепляет организм, вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять различные упражнения.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительностью 10 минут и состоят из трех частей: вводной (ходьба, чередующая с бегом, основной (3-6 общеразвивающих упражнений с предметами или подражательных, которые заканчиваются подскоками или бегом) и заключительной части (малоподвижная игра или ходьба с замедлением темпа). Обучаем движениям в игровой форме, с использованием воображаемых ситуаций, подражательных действий. Например: как ходит, рычит медведь; прыгает зайка; летает птичка; как лошадка скачет; и т. д. Для
поддержания интереса малышей сопровождаю движения песенками, стихами.
Самомассаж является эффективной профилактикой снижения заболеваемости. Малыши с удовольствием выполняют самомассаж в игровой форме. Игровой самомассаж расслабляет мышцы и снимает нервно - эмоциональное напряжение.
Физкультурные развлечения («Мой весёлый звонкий мяч», «День Здоровья»
Игровые обучающие ситуации «Кукла Катя на прогулке», «Зайка заболел», «Полечим мишку», «Уложим куклу спать» и другие. Играя, дети знакомятся с моделями безопасного поведения, учатся заботиться о своем здоровье, подводим к пониманию «Что нужно делать, чтобы не болеть».
3. Коррекционные технологии:
Технология музыкального воздействия. Использование спокойной музыки. В течение всего дня встречаем, укладываем спать, поднимаем после дневного сна под
соответствующую музыку, используем ее в качестве фона для занятий, свободной
деятельности.
Артикуляционная гимнастика. Использование звукоподражаний, проговаривания слов
Технология воздействия цветом. Цветотерапия- это способ корректировки эмоционального состояния ребёнка при помощи определённого цвета. Развивается зрительное внимание, повышается уровень эмоциональности («коврик настроения» – вылаживаем - квадраты из маленьких квадратов (2-4 части) определённого цвета; (красный- активность, желтый –цвет хорошего настроения, тепла, зелёный – работоспособность, синий – успокаивающий)
«цветная водичка» - наливаем в бутылочку окрашенную воду, и смотрим через неё на предметы, друг на друга, в окно)
Прогулки дают возможность достаточно двигаться.
Закаливания солнечными лучами и воздухом, водой, воздушные ванны; способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, повышает защитные функции всего организма.
Ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Привитие культурно – гигиенических навыков жизненно необходимо для полноценного развития детей. В процессе повседневной работы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки постоянно совершенствовались.
При взаимодействии с родителями использую разные формы:
-консультации по теме
- индивидуальные беседы с родителями
- информирование родителей о мероприятиях группы
Применяю наглядный материал:
- размещаю информацию в уголке здоровья
- распространяю среди родителей памятки, буклеты, листовки с необходимой информацией
Вывод:
Комплекс мероприятий здоровьесберегающих технологий, которые проводятся в раннем детстве, позволяют создать оптимальные условия для формирования культурного здорового образа жизни и улучшить качество здоровья каждого ребёнка.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, у детей формируются положительные мотивации, укрепляется здоровье.