Анжела Лагунова
Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности
▼ Скачать
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребёнка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Что же понимается под правильным питанием, и каким оно должно быть для ребёнка дошкольного возраста? Правильное или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Питание ребёнка дошкольного возраста должно быть полноценным, разнообразным, доброкачественным, достаточным по объёму и калорийности. Получаемое дошкольниками питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
В настоящее время проблема здоровья дошкольников стоит очень остро. И виной тому являются современные продукты питания, напичканные пищевыми добавками, красителями и консервантами, различные полуфабрикаты предлагаемые в большом количестве производителями для экономии времени на приготовление пищи, и опасный «фаст -фуд» (блюда,приготовленные для быстрой еды). Эти продукты питания заполонили прилавки магазинов и наносят непоправимый вред в первую очередь детскому организму. В наше время многие дети с удовольствием едят уже не только чипсы и сухарики, но и лапшу быстрого приготовления. Понятно, что проблемы со здоровьем возникнут у них не через месяц, а спустя какое-то время.
Правильное питание ребёнка-дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Беседы с родителями, анкетирование, наблюдение за приёмом пищи в ДОУ показали, что дети часто не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда имеют возможности заботиться об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях. Поэтому, возникла идея познакомить детей с теми продуктами питания, от которых они получат пользу, т. е. здоровье, а также повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах здорового питания их детей.
Цели работы:
1. Расширить знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
2. Познакомить детей с теми продуктами питания, от которых они получат пользу, то есть здоровье.
3. Расширить и обобщить знания детей об овощах и фруктах через разные виды деятельности.
4. Дать детям знания о витаминах, об их содержании в овощах, фруктах и других продуктах.
5. Познакомить с тем, что еда бывает полезная и вредная.
6. Познакомить с профессией повара, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками, развивать любознательность, интерес к данной профессии, воспитывать уважение к труду повара и его результатам.
7. Развивать коммуникативные, сенсорные навыки, познавательный интерес, активизировать и пополнять словарный запас.
8. Повышать педагогическую компетентность родителей.
9. Дать родителям рекомендации по правильному питанию детей.
10. Развивать представления родителей о правильном питании, его культуре, значимости для здоровья детей.
11. Воспитывать ответственное отношениеродителей к здоровью детей.
12. Создать партнёрские отношения между детьми, родителями, воспитателями.
Работу в данном направлении я начала в первой младшей группе. В период адаптации малышей к детскому саду многим из них было трудно привыкнуть к рациону питания дошкольного учреждения. Из бесед с родителями выяснилось, что многие не готовят дома творожные запеканки, сырники, овощные блюда, такие как винегрет, а молоку и молочным продуктам предпочитают творожки и йогурты. В работе с родителями малышей я использовала индивидуальные беседы, консультации, ширмы по вопросам питания. На собрание, посвящённое адаптации воспитанников к детскому саду, была приглашена старшая медицинская сестра, которая познакомила родителей с особенностями составления рациона в детском саду, с десятидневным меню, с особенностями обработки продуктов для детскогорациона, а так же ответила на вопросы, волнующие родителей относительно питания детей.
С малышами мы рассматривали овощи и фрукты, учились их узнавать и называть, слушали потешки и сказки, где есть названия продуктов питания.
Во второй младшей группе вся работа проходила в рамках реализации следующих проектов : «Здоровое питание – основа процветания», «Маленькие кулинары – мамины помощники», «Овощи и фрукты – ценные продукты». Проектная деятельность охватила все пять образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
В рамках проектов я беседовала с детьми на следующие темы: «Что такое пища», «Зачем человеку нужно питаться», «Вредные и полезные продукты», «Моё любимое блюдо», «Что мы готовим вместе с мамой», «Что мы знаем о витаминах».
Вместе с детьми мы ходили на экскурсию на кухню. Дети смогли познакомиться ближе с профессией повара и его профессиональными действиями, а так же с предметами – помощниками, облегчающими труд повара.
Дети отгадывали загадки об овощах и фруктах, а так же о блюдах, которые им готовят в детском саду и дома.
С детьми проводились развивающие игры, способствующие сенсорному развитию, активизирующие словарный запас, развивающие мышление: «Какой сок», «Вредное и полезное», «Чудесный мешочек», «Собери картинку», «Готовим пиццу сами». Особенно понравилась детям игра «Угадай на вкус», где нужно было на вкус угадать фрукт и назвать его.
В области познавательного развития поводилась НОД «Посадка лука», где мы вместе с детьми сажали лук, а затем наблюдали за его ростом, а когда он вырос, добавляли его в супы и винегрет.
В образовательной области речевое развитие в непосредственно- организованной деятельности на тему «Что растет на грядке, что растет в саду» дети учились классифицировать и давать обобщающие названия группам картинок.
Во время НОД на тему «Профессии» мы играли в игру «Кому что нужно для работы», а затем дети сами побывали в роли поваров: с помощью формочек они делали печенье из настоящего теста, которое затем испекли повара на пищеблоке и принесли нам на полдник.
Для самостоятельного рассматривания детям были предложены картинки из серии «Продукты питания», «Профессии», «Бытовые приборы – наши помощники», «Посуда».
Для получения воспитанниками новой информации были использованы произведения художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», К. И. Чуковский «Федорино горе», С. Лосева «Кто такие витамины?», Ю. Тувим «Овощи», русские народные сказки «Репка», «Крылатый, мохнатый да масляный», белорусская сказка «Пых».
В индивидуальной работе с детьми я использовала упражнение «Расскажи-ка», где вместе с воспитателем при помощи алгоритма дети учились рассказывать о профессиях.
В образовательной области художественно-эстетическое развитие во время НОД дети делали аппликацию на тему «Заготовки на зиму» (наклеивали готовые формы овощей, лепили печенье («Угощение для кукол»). Для самостоятельной деятельности им было предложено раскрасить овощи и фрукты: заполнение контурного изображения, использование трафаретов, что способствовало развитию мелкой моторики рук, цветового восприятия, воспитанию усидчивости. Очень понравилась детям игра- драматизация по сказке «Репка».
Музыкальному развитию детей способствовала игра «Урожайная – хороводная».
При решении задач в образовательной области физическое развитие дети учились сервировать столы к завтраку и обеду, помогая младшему воспитателю (ставили на столы салфетницы, тарелки с хлебом, чашки).
Свои знания об овощах и фруктах, сервировке стола дети смогли применить на утреннике, посвящённом Международному женскому дню 8 Марта, где вместе с мамами участвовали в игре «Накроем стол к чаепитию», а также в эстафете «Маленькие поварята», что способствовало созданию положительного эмоционального настроя, воспитанию уверенности в своих силах.
Социально – коммуникативная образовательная область. Сюжетно-ролевые игры на темы «День рождение Мишутки», «Мама готовит обед», «Магазин» способствовали закреплению знаний о сервировке стола, о полезных продуктах, а также укреплению партнёрских отношений между детьми в играх. Употребление ранее кислородных коктейлей, беседа об их пользе, вызвала у детей большой интерес, они с удовольствием играли на эту тему, «угощали» коктейлями игрушки и предлагали «попробовать» их воспитателям.
В работе с родителями я использовала анкетирование, консультации на следующие темы: «Организация питания детей дома», «Здоровое питание наших детей», «Ребёнок за столом», «Памятка для родителей по организации питания детей дошкольного возраста», «Роль витаминов в детском питании». На информационном стенде для родителей была организована фотовыставка на тему «Я готовлю вместе с мамой». Был проведён мастер-класс по приготовлению полезных сладостей. Мамы воспитанников узнали интересные факты из истории возникновения конфет, а так же о пользе фруктовых салатов. Попробовали сами приготовить конфеты из сухофруктов и фруктовые салаты, получили рекомендации по их приготовлению в домашних условиях для своих малышей.
Своим опытом работы в данном направлении я поделилась с коллегами, выступив на педагогическом часе.
Проведё нная работа способствовала получению следующих результатов:
Дети знают и называют овощи и фрукты по внешнему виду, цвету, форме, понимают, что овощи растут в огороде на грядке, а фрукты в саду на дереве.
У детей расширены представления о пользе витаминов.
Повысилась речевая активность, активизировался словарь по темам «Овощи» и «Фрукты», «Профессии», «Продукты питания», «Посуда».
Дети понимают значимость профессии повара, расширены представления об этой профессии.
Дети имеют представление, что продукты бывают полезными и вредными.
Более осмысленно стали относиться к приёму пищи, повысился интерес к овощным блюдам, например, к таким, как винегрет, тушеные овощи, лучше стали есть фрукты, творожные запеканки, сырники, употреблять молоко.
Применяют полученные знания в сюжетно-ролевых играх, повысился интерес к развивающим играм.
Работа в данном направлении, проведё нная с родителями дала следующие результаты:
Родители больше стали интересоваться питанием детей в условиях ДОУ.
Родители стали больше прислушиваться к советам воспитателей по поводу питания детей дома и в детском саду.
Меньше стали давать сладостей детям с собой в детский сад.
Я планирую и дальше продолжать работу в данном направлении.