Ирина Грязнова
Использование занимательного математического материала с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Математическое развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие».
Публикация «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» размещена в разделах
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста должно осуществляться в разных видах детской деятельности и связано с познанием окружающих предметов. Сам процесс обучения должен способствовать не только приобретению и закреплению математических представлений, но и развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, группировка, сериация и др., мелкой моторики рук.
Содержание программного материала этих разделов расширяется и углубляется от одной возрастной группы к другой. Это обеспечивает доступность в формировании у детей необходимых знаний, умений и навыков. Так к концу первой младшей группы (2-3 года) дети могут: участвовать в образовании групп из однородных предметов; различать «много» предметов и «один» предмет; различать большие и маленькие предметы; узнавать шар и куб.
К концу второй младшей группы (3-4 года) дети могут: группировать предметы по цвету, размеру, форме; составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы; понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска); понимать смысл слов: утро, вечер, день, ночь.
15
К концу средней группы (4-5 лет) дети могут: различать из каких частей состоит группа предметов, называть их характерные особенности; считать до 5, отвечать на вопрос «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5, а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп; определять, каких предметов
больше, меньше, равное количество; сравнивать 2 предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения; различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, знать их характерные отличия; определять положение предметов в пространстве по отношению к себе; двигаться в нужном направлении по сигналу: вперёд и назад, вверх и вниз (по лестнице); определять части суток и т. д.
К концу старшей группы (5-6 лет) дети должны: считать (отсчитывать) в пределах 10; правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счету?»; сравнивать неравные группы предметов двумя способами); сравнивать предметы на глаз; проверять точность определений путем наложения или приложения; размещать предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины; выражать словами местоположение предмета по отношению к себе, другим предметам; знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон); называть утро, день, вечер, ночь, называть смену частей суток; называть текущий день недели.
К концу подготовительной к школе группы (6-7 лет) дети должны уметь: самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части, устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям и считать до 10 и дальше; называть числа в прямом порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10); соотносить цифру (0-9) и количество предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =); различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения; измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер и понимать зависимость между величиной меры и числом); делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб и проводить их сравнение; ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями; определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до одного часа.
При организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста средствами занимательного материала основной целью использования занимательного материала является формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции).
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Для того чтобы работа воспитателя с детьми была плодотворной, педагогу следует пользоваться несколькими принципами:
1) принципом деятельности – где происходит включение ребенка в учебно-игровую, поисковую познавательную, деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
2) принципом творчества – который характеризуются максимальной ориентацией на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, способствует приобретению им собственного опыта творческой деятельности;
3) принципом интеграции – где происходит интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном процессе;
4) принципом дифференцированного подхода в котором решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, при котором способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
5) принципом доминирования интересов;
6) принципом психофизической комфортности который заключается в снятии по возможности стрессовых факторов;
7) принципом природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.
Такими исследователями как Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. Н. Скаткин и др. отмечено, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех проблем. Поэтому встает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у ребенка всех необходимых операционных структур, составляющих фундамент его готовности к школьному обучению математике.
Рассмотрим методы, используемые при математическом развитии детей дошкольного возраста средствами занимательного материала :
- элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;
- сравнение;
- метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов;
- метод повторения;
- решение логических задач;
- экспериментирование и опыты.
В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах:
- организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)
- демонстрационные опыты;
- сенсорные праздники на основе народного календаря;
- театрализация с математическим содержанием;
- обучение в повседневных бытовых ситуациях;
- беседы;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта – реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Для математического развития детей средствами занимательного материала можно использовать дидактические игры, разработанные такими авторами как: Л. Л. Венгер, игры В. В. Воскобович («Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Квадрат Воскобовича», «Фонарики», «Восьмерка», Б. Н. Никитин («Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб») и других или созданы самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей. Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Таким образом, занимательный математический материал при организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений,
желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Основными формами и методами представления занимательного материала по математике является совместная игра воспитателя с ребенком; самостоятельная деятельность детей; математические праздники и развлечения; занятия (в соответствии с учебным расписанием); отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок; чтение математических сказок.