Лейсан Низамова
Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.
Публикация «Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ» размещена в разделах
Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность;
это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.
Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфотаблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. В младшей и средней группах задействованы две горизонтали, в старшем возрасте можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.
Карманы, или по желанию, мини-прищепки, в таблице пустые, количество их может быть разным.
Закрепить знания детей об основных цветах спектра. Развивать коммуникативные навыки общения. Помочь детям освоить сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, материал.
Дидактический материал: морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, с одним признаком – цвет. Карточки по теме.
Описание игры:
На горизонтальной оси выкладываем четыре полоски разного цвета – красного, желтого, зеленого и синего, получилась разноцветная дорожка. Затем на вертикальную ось помещаем объект - Мышонка, который преобразуется путем изменения признака цвета. Предлагаю детям провести Мышонка по цветной дорожке. Перемещая фигурку по дорожке, ребенок называет объекты, которые могут быть такого же цвета, как и отрезок дорожки. Например: мышонок стал красным на красной дорожке, красное солнце, красная бабочка, красный цветок, красный мяч и т. д. На следующий отрезок дорожки переводит Мышонка другой ребенок и называет цвет дорожки и объекты этого цвета.
Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия".
В своей работе мы используем Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах.
Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.
В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).
Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.
Игра должна состоять из двух частей:
1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);
2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Технологическая цепочка проведения игры:
1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
2. Ставится задача.
3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.
Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:
1. Игры на подбор пар:
«Найди, где живет и чем питается» «Назови детеныша».
2. Игры с элементом случайности в установке колец:
Д/И «Уменьшаем, увеличиваем» Д/И «Найди по форме и назови, сколько».
3. Игры на развитие творческого воображения:
Д/И «Чей детеныш?» Д/И «Времена года»
Литература:
1. Измайлова Е. И. «Учимся думать и запоминать (технология ТРИЗ)» Москва, Изд-во АРКТИ, 2010 г.
2. Престижная Т. В. «ТРИЗ педагогика. Развитие мышления дошкольников»
3. Сидорчук Т. А. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Издательство: М. : АРКТИ Год выпуска: 2010
4. Корзун А. В. «Весёлая дидактика» Издательство: Мн. : Университетское, 2000 г.
5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
6. www.igru-triz/htm1