МААМ-картинки

Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ

Лейсан Низамова
Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Публикация «Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ» размещена в разделах

Целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ для дошкольников :

это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность;

это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Также ТРИЗ-технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Я расскажу про более адаптированную к работе, универсальную морфотаблицу, которая используется в творческих зарисовках с детьми. Такая морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. В младшей и средней группах задействованы две горизонтали, в старшем возрасте можно добавлять, как горизонтальные, так и вертикальные характеристики.

Карманы, или по желанию, мини-прищепки, в таблице пустые, количество их может быть разным.

Закрепить знания детей об основных цветах спектра. Развивать коммуникативные навыки общения. Помочь детям освоить сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, материал.

Дидактический материал: морфологическая таблица с одной горизонтальной графой, с одним признаком – цвет. Карточки по теме.

Описание игры:

На горизонтальной оси выкладываем четыре полоски разного цвета – красного, желтого, зеленого и синего, получилась разноцветная дорожка. Затем на вертикальную ось помещаем объект - Мышонка, который преобразуется путем изменения признака цвета. Предлагаю детям провести Мышонка по цветной дорожке. Перемещая фигурку по дорожке, ребенок называет объекты, которые могут быть такого же цвета, как и отрезок дорожки. Например: мышонок стал красным на красной дорожке, красное солнце, красная бабочка, красный цветок, красный мяч и т. д. На следующий отрезок дорожки переводит Мышонка другой ребенок и называет цвет дорожки и объекты этого цвета.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия".

В своей работе мы используем Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах.

Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).

Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия.

Игра должна состоять из двух частей:

1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание);

2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

Технологическая цепочка проведения игры:

1. На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.

2. Ставится задача.

3. Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.

4. На основе фантастического преобразования составляют рассказ.

Игры с «Кругами Луллия» можно условно разделить на три типа:

1. Игры на подбор пар:

«Найди, где живет и чем питается» «Назови детеныша».

2. Игры с элементом случайности в установке колец:

Д/И «Уменьшаем, увеличиваем» Д/И «Найди по форме и назови, сколько».

3. Игры на развитие творческого воображения:

Д/И «Чей детеныш?» Д/И «Времена года»

Литература:

1. Измайлова Е. И. «Учимся думать и запоминать (технология ТРИЗ)» Москва, Изд-во АРКТИ, 2010 г.

2. Престижная Т. В. «ТРИЗ педагогика. Развитие мышления дошкольников»

3. Сидорчук Т. А. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Издательство: М. : АРКТИ Год выпуска: 2010

4. Корзун А. В. «Весёлая дидактика» Издательство: Мн. : Университетское, 2000 г.

5. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.

6. www.igru-triz/htm1

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Приключенческая игра «Безопасная вода» с применением элементов здоровьесберегающей технологии геокешингПриключенческая игра «Безопасная вода» с применением элементов здоровьесберегающей технологии геокешинг «День безопасной воды». Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на воде через приключенческую игру «Безопасная.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 18:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов ТРИЗ технологии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан Низамова (УИ 21604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД