Мусаева Майя
Использование элементов логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью моей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
Для профилактики нарушений речи я уже несколько лет использую различные виды логоритмических упражнений :
— движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
— танец (хоровод);
— разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
— песня, сопровождаемая жестами;
Публикация «Использование элементов логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
— мимические упражнения;
— гимнастика для глаз;
— пальчиковая игра;
— подвижная или коммуникативная игра.
Логоритмические упражнения направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например: сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательного аппарата. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, играют в речевые и пальчиковые игры.
В основу логоритмических упражнений положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
С помощью логоритмических упражнений реализуются следующие задачи:
— развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
— расширение лексического запаса;
— развитие слухового внимания и зрительной памяти;
— совершенствование общей и мелкой моторики;
— выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
— развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время выполнения логоритмических упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с воспитателем в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть воспитателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
Рассмотрим возможности включения логоритмики в режим дня детского сада:
– утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями;
– проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов;
– умывания, одевания на прогулку;
– речевые игры перед едой;
– логоритмические паузы на занятиях;
– динамические паузы между занятиями;
– физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;
– бодрящая гимнастика со звукоподражанием;
– подвижные игры с пением (на прогулке);
– игры малой подвижности (в группе);
– логоритмические досуги.
Мимические упражнения, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы можно проводить включая их в музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия. Главный принцип достижения эффективности в работе индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а так же формирование положительной, познавательной мотивации.
Таким образом, логопедическая ритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками умение ориентироваться в окружающем мире, на понимание смысла предлагаемых заданий, способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя и получать эмоциональное удовольствие, совмещая «приятное с полезным».
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что у детей быстрее развивается речь, формируется положительно-эмоциональный настрой и вырабатывается умение общаться со сверстниками.
Список использованных источников :
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. В.
Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г. А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н. В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И. ,С-П, Музыкальная палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014;
8. Родина М. И., Буренина А. И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
10. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М., «ТЦ!фера», 2010 Юг
11. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ!фера», 2010 Юг
12. Картушина М. Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 2013г.
13. Судакова Е. А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П. ,Детство-пресс, 2013г.
14. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г.
15. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».
17. Князева О. Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
18. Шаманская Л. Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
19. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
20. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г.