Получи документы

Использование элементов кинезиологии в коррекции и развитии детей с ОВЗ

Евгения Воробьева
Использование элементов кинезиологии в коррекции и развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование элементов кинезиологии

в коррекции и развитии детей с ОВЗ

Воробьева Евгения Сергеевна, воспитатель,

Широкова Людмила Николаевна, учитель-логопед

СЛАЙД 1

Уважаемые коллеги, добрый день, представляем Вашему вниманию выступление из опыта работы

«Использование элементов кинезиологии в коррекции и развитии детей с ОВЗ»,

Темочки:

Ведущей идеей в нашем опыте работы является здоровьесберегающая технология, направленная на решение главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

СЛАЙД 2

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. От греческого слова «кинезис» (kinesis, что означает «движение» и «логос» (logos)- «наука»

Основатель образовательной кинезиологии американский педагог: доктор наук Пол Деннисон. Эта система была разработана более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов.

СЛАЙД 3

Цель использования кинезиологических упражнений – это развитие мозговой деятельности, моторики, речи, психических процессов. Кинезиологические упражнения направлены на повышение стрессоустойчивости организма, создание положительного эмоционального настроя.

СЛАЙД 4

Кинезиологические методы включают в себя 7 видов упражнений: для дыхания, глаз, тела, упражнения на релаксацию; массаж пальцев рук; упражнения для развития мелкой моторики; растяжки.

СЛАЙД 5

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, а также развивают самоконтроль и произвольность.

Давайте улучшим состояние нашего организма и сделаем вместе упражнения, которые очень нравится выполнять нашим воспитанникам.

Упражнение «Свеча»

Исходное положение-сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом”

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

“Надуй шарик”

Исходное положение - лежа на спине, но мы попробуем сидя. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

“Ныряльщик”

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

СЛАЙД 6

Особый интерес у наших детей вызывают упражнения на дыхание с использованием различных трубочек, шариков, свистков, детских ветерков, ваты и других предметов.

СЛАЙД 7

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, укрепляют глазные мышцы. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию детского организма.

Для этих упражнений можно использовать различные схемы. Во время глазодвигательных упражнений туловище и голова неподвижны. Можно использовать ориентиры или предметы (например, карандаш, небольшую игрушку и т. д.).

В своей работе мы часто используем самодельные игры, сочетающие в себе и движения глаз, и развитие речи детей, и обогащение словаря. Вот некоторые из них.

СЛАЙД 8

Например, игра «100 значков»

Используем на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Детям необходимо за определённое количество времени закрыть, например, только красные круги; или голубые фигуры с 3мя углами и т. д. Победитель - тот, кто не пропустил фигуру. Игра развивает внимание детей, помогает закреплять название геометрических фигур, учит различать геометрические фигуры и цвета.

СЛАЙД 9

Игра «Вытки ковёр»

Эта игра направлена на развитие памяти, внимания, мышления, фонематического восприятия, быстроту реакции, учит детей правильно действовать по правилам, различать цвета. Правила таковы: воспитатель называет детям животное, цветок или предмет. Дети кладут кружок цвета на первый звук названного слова. Например, зебра-зелёный, корова-красный и т. д. Затем сравнивают карточку с карточкой взрослого.

СЛАЙД 10

Игра «Морской бой»

Ребёнку предлагаем игровое поле с буквами. Сверху цифры, слева буквы розового цвета. Задаём координаты нужной буквы, например, 2В и т. д. Дети из кассы берут нужную букву и в результате собирают целое слово. Можно использовать игру для обогащения словаря детей по лексическим темам.

СЛАЙД 11

Универсальная авторская игра «Поезд развития речи и познания», которую мы разработали с учителем-логопедом и с воспитателем для детей в нашей группе.

Игра направлена на развитие памяти, речи, повышение устойчивости внимания, улучшение мыслительной деятельности. Игра разработана на каждую лексическую тему учебного года как по формированию элементарных математических представлений, так и по развитию речи (счёт, отработка звуков, работа по схемам и т. д.).

СЛАЙД 12

А сейчас хотим показать Вам видео, на котором представлено глазодвигательное упражнение «Бабочка». Внимание на экран.

СЛАЙД 13

Упражнение «Придумай слово». Ребенку нужно при помощи схемы придумать слова, начинающиеся на определённую букву, назвать их и запомнить. Затем схемы меняются. Внимание на экран.

СЛАЙД 14

Можно усложнить эту игру, например, подбором глаголов и прилагательных. Эти упражнения направлены на автоматизацию звуков, обогащение словаря, развитие памяти и внимания.

СЛАЙД 15

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, снимается напряжение, успокаивается нервная система. Человеку для закрепления мысли необходимы движения.

1. “Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

2. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

3. «Ухо-нос-хлопок».

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой-за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук наоборот.

Ухо-носик мы возьмем,

Хлоп-опять играть начнем!

Если первые два упражнения даются детям достаточно легко, то третье упражнение вызывает затруднение, что требует разъяснения и повторения.

Ещё детям нравится упражнение «Ленивые восьмёрки». Необходимо в воздухе нарисовать в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой, а затем обеими руками.

Можно поиграть в упражнение «Колечки». Необходимо поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняем в прямом и обратном порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Выбирается водящий, под его счет дети собирают колечки, водящий командует: «без среднего» и т. д.

Круглые колечки-звенья для цепочки

Маме мы подарим-радоваться станем.

СЛАЙД 16

Игра «Замри»

Развивает межполушарное взаимодействие, повышает стрессоустойчивость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, улучшает память и внимание. Можно использовать во время НОД как физкультминутку, а можно и в свободной деятельности. Детям показываем карточку, а они должны принять положение тела как на картинке.

СЛАЙД 17

Также детям очень нравится логопедическая ритмика с элементами нейрогимнастики с использованием массажных ковриков. Она улучшает речевую функцию, стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, развивает межполушарное взаимодействие, развивает чувство ритма, крупную моторику, слуховое восприятие, а так же мы используем для автоматизации звуков. Начинать можно с простых движений и постепенно усложнять.

Сейчас несколько таких упражнений мы Вам и покажем. Первое упражнение – логоритмика с элементами нейрогимнастики.

СЛАЙД 18

Следующее упражнение называется «Чайник». Оно направлено на нормализацию темпа ритмической стороны речи, развитие чувства ритма, слухового восприятия, на автоматизацию звуков, на обогащение и закрепление словаря по лексической теме. Внимание на экран.

СЛАЙД 19

Давайте повторим это весёлое упражнение вместе.

СЛАЙД 20

Упражнения на релаксацию.

Эти упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление.

Можно представить, что дети плавно летят на ковре-самолёте. При этом расслабленные дети лежат на спине с закрытыми глазами, звучит спокойная музыка. Они представляют как нежно дует ветерок, далеко внизу проплывают дома, поля, реки…Постепенно ковёр-самолёт начинает снижение и приземляется. Дети потягиваются, делают глубоких вдох-выдох, открывают глаза, медленно и аккуратно садятся.

А можно поиграть в игру «Где гуляет ёжик». Исходное положение то же. По разным частям тела водим массажным шариком, а ребёнок угадывает где «гуляет» ёжик. В этой игре можно закрепить название частей тела. Казалось бы, такая простая игра, но не все дети могут сразу расслабиться и ощутить на своём теле шарик и назвать соответствующую часть тела.

СЛАЙД 21

Массаж кистей и пальцев рук. Для этого можно использовать как просто пальчиковые игры, так и различные массажные шарики. Выполняем это упражнение по схеме, которая на экране. Предлагаю вам вместе со мной выполнить такое упражнения с шариками.

СЛАЙД 22

Большое значение для развития мыслительной деятельности, для синхронизации работы полушарий, повышения устойчивости внимания и для стимуляции речи имеют упражнения для развития мелкой моторики. Это могут быть как различные штриховки, так и игры, объединяющие сразу несколько целей. Так как наш детский сад для детей с тяжёлыми нарушениями речи, то большинство упражнений направлены на отработку звуков.

СЛАЙД 23

Первое упражнение на отработку звуковых рядов «Кулак-ребро-ладонь». Каждый слог обозначается движением рук, ребёнку нужно назвать слог и сделать соответствующее движение руками. Внимание на экран.

СЛАЙД 24

Следующее упражнение на развитие мелкой моторики называется «Ладошки». Ребёнок кладет свои руки поверх бумажных «ладошек». На каждом пальце приклеена буква. Педагог называет слоги, ребёнку нужно поднять только те пальцы, на которых есть нужные буквы. Эта игра опять же хорошо подойдет для автоматизации звуков. Внимание на экран.

СЛАЙД 25

Ещё одно упражнение называется «Пальчики гуляют». У каждой руки есть своя дорожка. У левой - зелёная, у правой-красная. И у каждого пальца есть своя цифра: у большого -1, у указательного-2, у среднего-3, у безымянного -4, у мизинца-5. На дорожках указаны цифры, чья цифра в кружочке, тот палец и касается этого кружочка. Сначала тренируемся одной рукой, затем другой, потом одновременно двумя руками.

Вариант усложнения: на каждой дорожке встречаются кружочки и правой, и левой рук. Внимание на экран.

СЛАЙД 26

Следующий метод - это растяжки. Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину, они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе. Также помогают устранить нарушения тонуса мышц.

Например, упражнение. “Сорви яблоки”. Предлагаю Вам вместе со мной его выполнить.

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте глубокий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле и медленно выдохните.

СЛАЙД 27

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные изменения. Но для того, чтобы эта работа была эффективна, мы соблюдаем определё нные условия: упражнения проводятся утром по 5-7 минут, от детей требуется точное выполнение движений и приемов; упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Замечу, что в кинезиологии есть любопытный приём, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши – левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.

СЛАЙД 28

Любая мысль заканчивается движением. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение.

Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит движение.

Таким образом, успешность моих воспитанников по коррекции речи и освоению адаптированной образовательной программы дошкольного образования позволяет считать использование элементов кинезиологии одним из эффективных методов по коррекции и развитию детей 5-7 лет.

СЛАЙД 29

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Думаю, что время на нашем мастер-классе прошло с пользой. Мы старались!

Публикации по теме:

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование игровых методик в развитии речи детей при подготовке к школе Развитие речи детей основывается на овладении ими фонетикой, морфологией, синтаксисом и лексикой в процессе собственной речевой практики.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов кинезиологии в коррекции и развитии детей с ОВЗ
Опубликовано: 20 января 2022 в 11:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов кинезиологии в коррекции и развитии детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Воробьева (УИ 2113956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД