Надежда Григорьева
Использование элементов хатха-йоги для развития гибкости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов Хатха – йоги для развития гибкости у детей дошкольного возраста.
Актуальность развития физических качеств дошкольников отражена в ФГОС ДО в разделе «Физическое развитие» и заключается в приобретении двигательного опыта детей, связанного с выполнением упражнений, которые направлены на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также движений правильного не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений.
Публикация «Использование элементов хатха-йоги для развития гибкости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Результаты педагогической диагностики показали низкий уровень развития гибкости у дошкольников.
Поэтому в своей работе для развития гибкости, использую упражнения с элементами хатха-йоги, т. к. гибкость является одним из четырёх основных двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений. Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Дети копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметов.
Цель моей деятельности в данном направлении: создание условий для формирования гибкости у дошкольников через использование элементов хатха – йоги.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• Формировать правильную осанку, поддерживать мышечный тонус и эластичность позвоночника, подвижность суставов с помощью элементов Хатха – Йоги.
• Повышать компетентность педагогов в вопросах развития гибкости дошкольников элементами Хатха – Йоги.
• Повышать компетентность родителей в вопросах развития гибкости дошкольников
Для ребёнка йога не заменяет занятий физкультурой и спортом. Физическая культура, спорт и йога должны дополнять друг друга. Поэтому занятия с элементами хатха-йоги включаю в комплекс утренней гимнастики, как комплекс общеразвивающих упражнений, на занятиях по физической культуре, в комплекс гимнастики пробуждения после сна. (Занятия физической культурой в ДОУ Горькова Л. Г. стр72, в индивидуальной работе с детьми.
Предлагаю перечень базовых асан. Асаны – это своеобразные упражнения, благодаря которым человек разминает опорно-двигательный аппарат, в частности суставы, связки и мышцы.
1. Пашимоттасана (складочка)
2. Кошка
3. Уштрасана (верблюд)
4. Джанурасана (лук)
5. Джану Ширшасана (половинчатая складочка)
6. Бхуджангасана (змея)
7. Падахастасана (склонившаяся ива)
8. Хаста Падасана (стрекоза)
9. Триконасана (треугольник)
Элементы Хатха - Йоги включаю в занятия начиная со второй младшей группы (по сюжету сказки, двигательные сказки) и средней группах строю по игровому принципу. Такие занятия способствуют развитию гибкости, воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений.
Методика составления комплексов оздоровительных занятий состоит из трех частей. В подготовительную часть включаю комплекс упражнений хатха-йоги из положения лежа на спине, на боку и на животе, сидя, стоя на коленях, стоя. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при держании тела в положении стоя. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Каждое упражнение начинается с периода освоения, поэтому, оно сначала выполняется в динамическом варианте. Затем учу детей сосредоточиться на ощущениях в некоторых участках тела в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны. Впоследствии детям предлагаю представить себя в образе, которому соответствует название упражнения (например, коровы, кузнечика, кошки и т. д.). Темп выполнения -медленный, умеренный и средний, дозировка -6-8 повторений или 6 –10 сек. в зависимости от возраста детей и сложности упражнения (6-8 сек., 6 г. жизни –8 –10 сек.).
В основную часть входят основные виды движений и эмоциональная разгрузка - подвижная игра.
Заключительная часть строится из дыхательных упражнений (например) пальчиковой гимнастики, массажа биологически активных зон, гимнастики для глаз, упражнений на расслабление (релаксация).
Также в своей работе я активно взаимодействую с воспитателями групп:
1. Знакомлю воспитателей с результатами диагностического обследования детей, определяем содержание индивидуальной работы с детьми по разделу "Физическое развитие" с учётом критериев диагностики педагогического процесса.
2. Даю домашние задания, например, выполнить то или иное упражнение комплекса на развитие гибкости.
3. Подготовила комплексы гимнастик после сна – ознакомление воспитателей с техникой дыхания.
4. Провела консультацию «Нетрадиционные формы работы»
Помимо этого с моей стороны проводится активная работа с родителями:
Беседы индивидуальные. Обсуждаем характерные особенности ребёнка, как применять элементы хатхи-йоги для оздоровления (обучение родителей приемам дыхательной гимнастики для укрепления верхних дыхательных путей, массаж биологически активных зон)
Открытые физкультурные занятия для родителей – показ занятия «Формирование правильной осанки» направленного на развитие гибкости, укрепление мышц спины.
Консультация. «Развиваем гибкость» целью консультации явилось знакомство с упражнениями хатха-йога на развитие гибкости.
Папки – передвижки Информация по ознакомлению родителей с воздействием Хатха-Йоги на организм детей дошкольного возраста.
Исходя из материала, представленного выше, хочу выделить следующий результат своей работы:
Со стороны развития детей: сформирована правильная осанка, улучшился мышечный тонус и эластичность позвоночника, подвижность суставов.
У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, они имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Также прослеживается положительная динамика уровня развития физических качеств.
Снизилась заболеваемость на 20%, повысился уровень гибкости: высокий уровень составляет 58%-62%; средний 32%-34%; низкий 10%-4%
Со стороны воспитателей: повысилась профессиональная компетентность педагогов в вопросах нетрадиционных формах работы с детьми
Со стороны родителей: повысилась компетентность в вопросе развития гибкости у детей дошкольного возраста. Принимают активное участие в жизнедеятельности ДОУ.