Третьякова Изабэлла
Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики
Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики.
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка с ОВЗ, ребенка со сложной структурой дефекта, как и любого другого ребенка, является хорошо сформированная устная речь. Современный ребенок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развернутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Именно в дошкольный период происходит глобальное формирование и становление речи ребенка.
Публикация «Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Контингент детей с сопутствующими основному другими заболеваниями всегда присутствовал в нашем Учреждении. Работа с ними требует особого подхода, решения задачи: оптимизации процесса коррекции речи, обеспечение оздоровления и поддержание здоровья детей с ОВЗ. Данная задача успешно решается при использовании учителем-логопедом нетрадиционного метода здоровьесберегающих технологий – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Другими словами: Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук одновременно. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребенка. Особенно это касается детей с ОВЗ с выраженными двигательными нарушениями, как у нашего Антона. Практика показывает, что ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому я стараюсь как можно чаще на логопедических занятиях при проведении артикуляционной гимнастики использовать элементы биоэнергопластики. Это позволяет сделать выполняемые детьми упражнения более игровыми, динамичными, эмоциональными и разнообразными.
Положительный эффект даёт также использование данного метода в ходе проведения физкультминуток, разминок, что создает весёлое, эмоционально непринужденное настроение у детей, позволяет ребенку расслабиться.
Более подробно хочу остановить ваше внимание на использовании мною метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с воспитанниками. Эту работу я разделила на несколько этапов.
На первом этапе: дети знакомятся со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, используя «Сказку о Веселом Язычке» или короткие стихотворные строки на каждое артикуляционное упражнение.
Данный процесс сопровождается движениями ведущей руки. Например: «Лопаточка» - упражнение. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям.
На втором этапе для создания положительного настроя у воспитанников, использую героев кукольного театра, которые помогут освоить гимнастику. Показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке. Например: «Качели». Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед индивидуальными зеркалами.
На третьем этапе ввожу в процесс артикуляционной гимнастики элементы биоэнергопластики. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Ребенок повторяет за мной движения с использованием своей ведущей руки. Слежу за тем, чтобы его кисть не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно на этом этапе соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Внимание: Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения, параллельно полу.
На четвёртом этапе подключается другая рука ребенка. Артикуляционная гимнастика выполняется так же: сидя перед зеркалом.
На пятом этапе ребенок повторяет за мной движения, используя обе руки. На последнем этапе (шестой этап) дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, при этом можно использовать артикуляционные сказки, короткие стихотворения. На последнем этапе зеркала уже не используются.
Комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики.
Цель: описать особенности использования системы игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев и рук, общей моторики, развитие чувства ритма, координации движений, для достижения оптимальных результатов при коррекции звукопроизношения и речи в целом.
Основные понятия:
1. Ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от строения которого зависит качество собственно самого звука.
2. Дикция – это произнесение слов и звуков отчетливо, с правильной артикуляцией. Чаще всего причиной плохой дикции является малоподвижность нижней челюсти, неумение хорошо открывать рот во время разговора.
Тренировка щек
Упражнение № 1.
"Толстяк".
Упражнение № 2
"Худышка".
Упражнение № 3.
"Толстяк - худышка" (без слайда).
Упражнение № 4.
"Полощем рот".
Тренировка губных мышц.
Упражнение № 1.
Губы способствуют окончательному образованию гласных и формируют многие согласные звуки. Легкая улыбка, обнажающая зубы (которые являются резонаторами) обеспечивает хорошую дикцию, при которой голос летит далеко, и каждый его звук отчетливо слышен
"Дудочка".
Дудочку мы изобразили,
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
Исходное положение. То же, что и в предыдущем упражнении. Губы находятся в привычном спокойном сомкнутом положении. Зубы тоже сомкнуты, но без напряжения.
Выполнение упражнения. Опять-таки, как и в предыдущем упражнении, сначала работает артикуляционный аппарат, а потом подключается рука.
Упражнение выполняется на два счета. На счет «раз» ребенок должен вытянуть губы вперед, сложив их в трубочку. Или в хоботок у слоненка. На счет «два» ребенок растягивает губы в сторону, как бы в улыбке. Только при этом нельзя показывать зубы. Разве слоненок, когда улыбается, показывает зубы? Растягивать сильно губы в стороны не надо. Главное в этом упражнении заключается в «хоботке».
Работа кистью руки. На счет «раз» ребенок собирает все пальцы правой (или левой) руки в щепоть. А на счет «два» пальцы должны «разбежаться» врозь, в открытую ладонь с растопыренными пальцами.
Упражнение повторяется четыре-пять раз без перерыва
Упражнение № 2.
"Расчёсочка".
Тренировка нижней челюсти.
Великий Энрико Карузо говорил: "Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью". Рот говорящего человека должен быть абсолютно свободен от зажимов. Зажатая нижняя челюсть не даст открыться рту, а значит, звук будет сдавленным, прижатым. Зажим в нижней челюсти создает излишнее напряжение для языка, от которого зависит артикуляция гласных звуков. Положение языка влияет на произношение и дикцию самым непосредственным образом. Нижняя челюсть, таким образом, должна быть свободна
Упражнение № 1. "Окошко".
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Цель упражнения. Упражнение направлено на тренировку нижней челюсти. Мы будем учиться правильно открывать рот, что является одним из обязательных условий хорошей речи. А этим действием заведует нижняя челюсть.
Исходное положение. Артикуляционные упражнения лучше всего выполнять сидя. В этом положении ребенок наиболее расслаблен. Голова должна находиться в прямом положении. Рот закрыт. Основная рука (в зависимости правша ребенок, или левша) согнута в локте.
Выполнение упражнения. Для правильного выполнения этого упражнения маме (или папе) следует считать. Упражнение выполняется на четыре счета. На счет «раз» ребенок должен опустить челюсть на ширину своих двух пальцев. На счет «два» он должен зафиксировать такое положение челюсти. На счет «три» рот закрывается. На счет «четыре» ребенок отдыхает.
Давайте разберем упражнение подробнее. Когда ребенок открыл рот, язык должен находиться внутри в расслабленном положении. Кончик языка находится у нижних резцов. Обратите внимание на то, чтобы губы у ребенка имели округлую форму, а зубы не должны обнажаться. Следите за головой: она не должна наклоняться, ни в какую сторону.
Работа кистью руки. Руку мы начнем подключать тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.
Кисть ребенка должна быть параллельной полу. Пальцы прямые, прижаты друг к другу. Когда на счет «раз» нижняя челюсть пошла вниз, в этот момент и большой палец руки опускается вниз. А четыре оставшихся пальца поднимаются вверх. То есть пальцами ребенок показывает тот же открывающийся рот, только у…допустим, птенца. На счет «два» фиксируем открытый рот птенца. На счет «три» закрываем клюв. На счет «четыре» отдыхаем. Повторяем упражнение четыре-пять раз.
Упражнение № 2.
"Бинокль".
Тренировка мышц языка.
Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.
Упражнение № 1.
"Качели".
Упражнение № 2.
"Иголочка".
Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Упражнение № 3.
"Лопаточка".
Мышцы расслабляются,
Лопатка появляется,
Ты под счет её держи
До пяти, …. до десяти.
Упражнение № 4.
"Лопаточка - иголочка".
Упражнение № 5.
"Маятник".
Упражнение № 6.
"Барабанщики".
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит.
Бей, руками помогай.
Ритм ногами отбивай.
Учись играть на барабане,
Твой язык послушным станет.
Язык, к верху поднимайся,
Смотри с ритма не сбивайся.
Упражнение № 7.
"Лошадка".
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.