Валерия Русина
Картотека комплексов артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10 - 15 раз.
Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
5. Выполнять комплекс гимнастики нужно несколько раз в день.
Публикация «Картотека комплексов артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по 2 – 3 упражнения и выполнять их в течении дня (вечера).
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, палочкой от мороженного или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.
Начальный комплекс артикуляционной гимнастики.
1. «Улыбочка» - удерживание губ в улыбке. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
2. «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой.
3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочка (И – У)
4. Спокойное открывание и закрывание рта. Губы в положении «улыбочка».
5. «Накажем непослушный язычок (Месим тесто)» - губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и втягивая его.
6. «Лопатка» - язык широкий. Высунуть язык, распластать его и удерживать широким (под счет до 5).
7. «Иголочка». Удерживать язык узким (под счет до 5).
8. «Качели» - улыбнуться, рот открыть. На счет «1 – 2» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
9. Чередование положений языка «Лопатка»(5 сек) - «Иголочка» (5 сек). Так несколько раз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта – приближать к передним резцам.
11. «Толстячок» - надувание обеих щек одновременно; надувание правой и левой щек поочередно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
12. «Худышка» - втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
13. «Причешем язычок» - губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
14. «Часики» - улыбнуться, рот открыть. Кончик языка переводить на счет 1 – 2 из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Комплекс упражнений
для свистящих звуков С, З, Ц.
1. «Загнать мяч в ворота». Оскал, язык широкий между губами и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между 2 кубиками, стоящими впереди на столе. Щеки НЕ надувать.
2. Накажем непослушный язычок губами. А затем зубами:
«ПЯ – ПЯ – ПЯ» - «ТА – ТА – ТА»
3. «Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 10 (20).
4. «Кто дальше загонит мяч?»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и длительно произносить звук «Ф».
5. «Киска сердится»: улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спинку.
6. «Улыбка» - «Трубочка».
7. «Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
8. «Чистим нижние зубки» - кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
9. «Посчитай нижние зубки» - улыбнуться, рот приоткрыт. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
10. «Качели».
Комплекс упражнений
для звуков Л – Л’.
1. Наказать непослушный язычок губами (ПЯ – ПЯ – ПЯ, и удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 20.
2. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать губы (можно оттянуть ее вниз рукой).
3. «Лопатка».
4. «Пароход гудит» - при открытом рте длительно произносить звук Ы – кончик языка внизу.
5. «Качели».
6. Жевать широкий язык от кончика до середины, слева, справа.
7. «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «БЛ – БЛ – БЛ». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
8. «Лошадка» - при открытом рте пощелкать кончиком языка медленно, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
9. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
10. «Чистим верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
11. «Посчитай верхние зубки» - улыбнуться, рот приоткрыт. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
12. «Поймаем звук Л» - улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить губами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.
Комплекс упражнений
для шипящих звуков.
1. «Улыбка» - «Трубочка».
2. «Лопатка»
3. Накажем непослушный язычок губами. А затем зубами:
«ПЯ – ПЯ – ПЯ» - «ТА – ТА – ТА»
4. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижняя губа не должна заходить на нижние зубы.
5. «Бублик» - выполнить упражнение «Трубочка». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.
6. «Фокус» - положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки (салфетки). Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7. «Лошадка» - улыбнуться, рот открыть. Пощелкать кончиком языка. Как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
9. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать губы (можно оттянуть ее вниз рукой).
10. «Грибок» - улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
11. «Гармошка» - положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений
для звуков Р – Р’.
1. «Качели».
2. «Маляр» - улыбнуться, рот открыть. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
3. «Чистим верхние зубки».
4. «Посчитай верхние зубки».
5. «Лошадка».
6. «Грибок».
7. «Гармошка».
8. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д – Д – Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).
9. «Комарик» - улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук З. если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».
10. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука Д – Д – Д или З – З – З за верхними зубами (как в упражнении «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, соской или прямым указательным пальцем ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.