Наталья
Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Слайд 2 Игровые приёмы всегда были и будут стоять на вершине системы воспитания и обучения дошкольников, но несмотря на их превосходство особое место при формировании экономических основ у дошкольников отдается сказке. Сказка занимает особое место в жизни ребенка и несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Знакомясь со сказками, ребенок вживается в их события, тем самым становится действующим лицом.
Публикация «Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Слайд 3 Углубляясь в сказку, отвечая на вопросы, дошкольник легко усваивает ключевые понятия и приобретает навыки, которые будут базой с целью последующего развития его экономической культуры. Цикл сказок служит для того, чтобы сформировать у ребенка первоначальные навыки обращения с деньгами, научить принимать свои первые экономические решения. Погружение в волшебную атмосферу сказки способствует освоению новых знаний и умений в непринуждённой форме.
Слайд 4 Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, позволяют решить следующие задачи:
• Создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности у детей;
• Построение системы работы с применением сказок, способствующих формированию нравственных качеств, необходимых для финансового просвещения;
• Обогащение словарного запаса дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
• Формирование умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
• Стимулирование мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
• Становление финансово-экономического мышления;
• Формирование волевых качеств личности, способствующих развитию умения принимать самостоятельные, рациональные решения.
Сказка естественным образом помогает выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление. Способность сказки «приглашать к сотрудничеству», становиться соавтором сказочного текста, также способствует проявлению и развитию творческих способностей личности.
Слайд 5 Народные сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т. к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно –познавательные навыки.
Слайд 6 Выделено несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
- сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» (Л. Толстой «Приключения Буратино»);
- сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении, в их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения («Мохнатый, крылатый да масляный», «Вершки и корешки», "Иван-Царевич и Серый Волк", "Сказка о рыбаке и рыбке" и т. д.);
- сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка», «Золушка»);
- сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность и др. («Сказка о рыбаке и рыбке", "По щучьему велению")
- сказки, которые знакомят с понятием реклама ("Как старик корову продавал", "Новое платье короля")
- сказки, показывающие быт, традиции, особенности ведения домашнего хозяйства («Морозко»).
Слайд 7 Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.). слайд 8 В качестве средств экономического воспитания используются :
- сказочные персонажи,
- игровые формы,
- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,
- создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них.
Слайд 9 Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», «Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное экономическое понятие как «бартер».
А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка-сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль», затем самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки.
А вот в сказках Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» дети хорошо усвоят необходимость рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги).
Слайд 10 Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе. В процессе использования экономических сказок для чтения и обсуждения с детьми мы сформировали печатную картотеку, которую представит следующий докладчик