Получи документы

Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников

Бабкина Елена Анатольевна
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников

Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников

Говоря о «среде» обычно рассматривается окружение. В толковом словаре русского языка (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) под средой понимаются «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь».

В философском понимании под средой важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.

В педагогическом словаре «среда» понимается как «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов»

«Под средой рассматривается единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека» по словам Новиковой Л. И.

Понятие «образовательная среда» вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

В процессе развития человека личностное его образование не нужно соизмерять с процессом усвоения образовательных программ через организацию обучения и воспитания под руководством взрослых, на образование оказывают влияние факторы различных направлений.

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. У дошкольника должны быть сформированы такие качества, как инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства; ребенок должен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; уметь договариваться и учитывать интересы и чувства своих сверстников; стараться разрешать конфликты, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам; быть способным к волевым усилиям в разных сферах деятельности; должна быть развита крупная и мелкая моторики. Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень и успешной адаптации к условиям жизни в школе.

И в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, С. Френе и др.)

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой образовательной организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

ППРС должна быть:

- наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

- открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

- здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников;

- эмоциогенной (эстетически-привлекательной) — дающей возможность испытать положительные эмоции и неповторимые ощущения.

При создании ППРС учитываются все особенности группы. Важную роль при этом играют возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Особое внимание уделяется разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция ППРС.

Воспитывающая функция развивающей среды в большинстве своем базируется на мастерстве воспитателя. Когда от взгляда педагога не ускользают моменты морально-нравственного выбора ребенка: помочь товарищу или пройти мимо, взять чужую игрушку или отдать хозяину — тогда воспитывающая функция приобретает свою ценность. Создавая воспитывающие ситуации, мы закладываем в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.

Развивающая функция ППРС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобран разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Так прямую цель ставит перед собой ребенок: построить высокую башню из деревянных цветных брусков. А косвенную определяет воспитатель, который с помощью этого дидактического материала развивает координацию движений и концентрацию внимания дошкольника, обучает восприятию цвета и закладывает основы математических вычислений.

Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств нужно грамотно обустраивать ППРС. Так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.

Предметно-пространственная среда информирует и направляет на познание, стимулирует ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, развивает. Она должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2024 в 18:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бабкина Елена Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. День озера Байкал. Папка-передвижка о Байкале

День Байкала отмечают в России в первое воскресенье сентября. Байкал — уникальное место, это озеро входит в число семи чудес нашей страны. Полюбоваться красотой Байкала приезжают люди со всего мира.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД