Лучший педагог года Итоги 2024

Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников

Бабкина Елена Анатольевна
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников

Говоря о «среде» обычно рассматривается окружение. В толковом словаре русского языка (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) под средой понимаются «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь».

Темочки:

В философском понимании под средой важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.

В педагогическом словаре «среда» понимается как «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов»

«Под средой рассматривается единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека» по словам Новиковой Л. И.

Понятие «образовательная среда» вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.

В процессе развития человека личностное его образование не нужно соизмерять с процессом усвоения образовательных программ через организацию обучения и воспитания под руководством взрослых, на образование оказывают влияние факторы различных направлений.

Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. У дошкольника должны быть сформированы такие качества, как инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства; ребенок должен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; уметь договариваться и учитывать интересы и чувства своих сверстников; стараться разрешать конфликты, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам; быть способным к волевым усилиям в разных сферах деятельности; должна быть развита крупная и мелкая моторики. Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень и успешной адаптации к условиям жизни в школе.

И в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, С. Френе и др.)

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой образовательной организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).

Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.

Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.

ППРС должна быть:

- наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;

- открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;

- здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников;

- эмоциогенной (эстетически-привлекательной) — дающей возможность испытать положительные эмоции и неповторимые ощущения.

При создании ППРС учитываются все особенности группы. Важную роль при этом играют возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Особое внимание уделяется разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция ППРС.

Воспитывающая функция развивающей среды в большинстве своем базируется на мастерстве воспитателя. Когда от взгляда педагога не ускользают моменты морально-нравственного выбора ребенка: помочь товарищу или пройти мимо, взять чужую игрушку или отдать хозяину — тогда воспитывающая функция приобретает свою ценность. Создавая воспитывающие ситуации, мы закладываем в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.

Развивающая функция ППРС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобран разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Так прямую цель ставит перед собой ребенок: построить высокую башню из деревянных цветных брусков. А косвенную определяет воспитатель, который с помощью этого дидактического материала развивает координацию движений и концентрацию внимания дошкольника, обучает восприятию цвета и закладывает основы математических вычислений.

Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств нужно грамотно обустраивать ППРС. Так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.

Предметно-пространственная среда информирует и направляет на познание, стимулирует ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, развивает. Она должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов Аналитическая справка О результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в ЧДОУ детский сад №34 ОАО.

Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольниковИспользование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников». Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке.

Фотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольниковФотоотчет образовательной среды по профориентации дошкольников Важна ли ранняя профессиональная ориентация детей? С какого возраста необходимо выявлять у ребёнка предрасположение к той или иной профессии?.

Использование бросового материала в создании возможностей для творческого самовыражения детей в изодеятельностиИспользование бросового материала в создании возможностей для творческого самовыражения детей в изодеятельности Всем здравствуйте! Хочу напомнить вам, уважаемые старожилы сайта, а новичкам подсказать, как можно использовать старые использованные фломастеры.

Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игрыИспользование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников
Опубликовано: 29 августа 2024 в 18:10
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Бабкина Елена Анатольевна (УИ 1840840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД