Бабкина Елена Анатольевна
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование возможностей образовательной среды для достижения личностных результатов развития дошкольников
Говоря о «среде» обычно рассматривается окружение. В толковом словаре русского языка (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.) под средой понимаются «условия, благоприятные для осуществления, порождения чего-нибудь».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В философском понимании под средой важнейший фактор индивидуализации в развитии человека.
В педагогическом словаре «среда» понимается как «совокупность условий, окружающих и взаимодействующих с человеком, на уровне биологического и личностного компонентов»
«Под средой рассматривается единство условий, оказывающих влияние на процесс развития и формирования личностных способностей, потребностей, интересов и сознания в развитии человека» по словам Новиковой Л. И.
Понятие «образовательная среда» вошел в обиход российских психологов в конце ХХ века под влиянием идей экологической психологии.
В процессе развития человека личностное его образование не нужно соизмерять с процессом усвоения образовательных программ через организацию обучения и воспитания под руководством взрослых, на образование оказывают влияние факторы различных направлений.
Основной результат дошкольного образования — это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки. У дошкольника должны быть сформированы такие качества, как инициативность и самостоятельность; уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства; ребенок должен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх; уметь договариваться и учитывать интересы и чувства своих сверстников; стараться разрешать конфликты, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам; быть способным к волевым усилиям в разных сферах деятельности; должна быть развита крупная и мелкая моторики. Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень и успешной адаптации к условиям жизни в школе.
И в отечественной, и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, С. Френе и др.)
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Иными словами, развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой образовательной организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства организации (группы).
Предметно-пространственная развивающая среда через специально организованную работу воспитателей и активное взаимодействие с социумом помогает детям максимально раскрыть свои природные задатки.
Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В. А. Петровского и С. Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.
ППРС должна быть:
- наукоёмкой и насыщенной природными и социокультурными средствами;
- открытой, вариативной и полифункциональной, чтобы ее можно было изменять и дополнять;
- здоровьесберегающей — сохраняющей, поддерживающей и обогащающей здоровье воспитанников;
- эмоциогенной (эстетически-привлекательной) — дающей возможность испытать положительные эмоции и неповторимые ощущения.
При создании ППРС учитываются все особенности группы. Важную роль при этом играют возраст, гендерный (половой) состав, уровень развития и личностные качества воспитанников. Особое внимание уделяется разнообразному предметному материалу. Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника. Самостоятельно выбирая вид деятельности, дошкольник раскрывает свои потребности и интересы. В этом и заключается организующая функция ППРС.
Воспитывающая функция развивающей среды в большинстве своем базируется на мастерстве воспитателя. Когда от взгляда педагога не ускользают моменты морально-нравственного выбора ребенка: помочь товарищу или пройти мимо, взять чужую игрушку или отдать хозяину — тогда воспитывающая функция приобретает свою ценность. Создавая воспитывающие ситуации, мы закладываем в детях основы сотрудничества, взаимопонимания и толерантности.
Развивающая функция ППРС реализуется через обеспечение каждого дошкольника посильным материалом, который служит толчком для его продвижения вперед — на новую ступень совершенствования, учитывая способности слабого ребенка и возможности сильного. Дети учатся, совершая действия. Именно поэтому для них подобран разнообразный дидактический материал, решающий прямые и косвенные цели развития. Так прямую цель ставит перед собой ребенок: построить высокую башню из деревянных цветных брусков. А косвенную определяет воспитатель, который с помощью этого дидактического материала развивает координацию движений и концентрацию внимания дошкольника, обучает восприятию цвета и закладывает основы математических вычислений.
Для социализации дошкольника и развития его личностных качеств нужно грамотно обустраивать ППРС. Так мы сможем вырастить уверенного в себе, позитивно настроенного человека, который готов к сотрудничеству и поддержке окружающих в трудный момент жизни. Человека, который самостоятельно ставит перед собой цели, добывает новые знания и совершенствует свои умения и навыки.
Предметно-пространственная среда информирует и направляет на познание, стимулирует ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, развивает. Она должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.