Инна Баринова
Использование вариативных средств обучения в коррекционной работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Мир, в котором живет, учится и воспитывается современный ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Ребёнка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь.
Современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, приёмов, методов и средств обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность ребенка, помогают детям с ОВЗ получать определённый багаж знаний, навыков и умений.
Все мы знакомы с традиционными и инновационными технологиями и методиками, используемыми в специальной педагогике.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и воспитанниками. Их ещё называют дидактические средства.
К числу средств обучения относятся материалы и приспособления, благодаря использованию которых более успешно и за рационально короткое время достигаются поставленные цели обучения.
Для эффективного использования средств обучения педагогу необходимо:
- проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала;
- определить, какие главные элементы воспитанники должны усвоить;
- установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения;
- отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания;
- сформулировать задания;
- проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и по необходимости внести коррективы в выбор средств обучения.
Педагог выбирает средства с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников с ЗПР; подбирает традиционные и инновационные средства обучения; соблюдает правила их использования для безопасности жизнедеятельности детей.
Изучив несколько значимых факторов (характер воздействия, степень трудности, происхождение, по которым дидактики классифицируют средства обучения, в своей работе с детьми с ЗПР мы используем игровой терминал.
Волшебный экран позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Воспитанники более 80% информации воспринимают зрительно.
При использовании необходимо соблюдать условие:
- наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников, использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия;
Ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на детей, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.
Но педагогу надо иметь в виду. Что недостаток наглядности снижает качество обучения, а перегрузка занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса воспитанников с ЗПР, отвлекает их на второстепенные детали.
В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ используем вариативные средства обучения.
На подгрупповых и индивидуальных занятиях использую детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран», включающий 12 разделов. Раздел «Познавательное развитие» представлен блоком «Лексические темы».
12 игр, представленных на слайде, во всех темах однотипны, однако названия участвующих в каждой из них персонажей или предметов соответствуют выбранной лексической теме.
Использование компьютерных игр делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Планирование коррекционной работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития – является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка педагогом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой-либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.
Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ребенка, педагог постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью педагога; в) в чем эта помощь должна выражаться.
Для повышения эффективности обучения детей с ЗПР использую специальные приемы, такие как:
- индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
- поэлементная инструкция.
- повтор инструкции.
- речевой образец педагога
- демонстрация действий.
- вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
- создание ситуации успеха на занятии.
- словесное поощрение
Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью педагога.
Такое построение коррекционного процесса с использованием конкретных средств обучения не только облегчает труд педагога, но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышает мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.