Приложение МААМ

Использование вариативных средств обучения в коррекционной работе с детьми с ЗПР

Инна Баринова
Использование вариативных средств обучения в коррекционной работе с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, в котором живет, учится и воспитывается современный ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Ребёнка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если его чем-то не заинтересуешь.

Современному педагогу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, приёмов, методов и средств обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность ребенка, помогают детям с ОВЗ получать определённый багаж знаний, навыков и умений.

Все мы знакомы с традиционными и инновационными технологиями и методиками, используемыми в специальной педагогике.

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и воспитанниками. Их ещё называют дидактические средства.

К числу средств обучения относятся материалы и приспособления, благодаря использованию которых более успешно и за рационально короткое время достигаются поставленные цели обучения.

Для эффективного использования средств обучения педагогу необходимо:

- проанализировать цели занятия, его содержание и логику подачи материала;

- определить, какие главные элементы воспитанники должны усвоить;

- установить, на каком этапе занятия и для какой цели необходимо использовать средства обучения;

- отобрать оптимальные дидактические средства и их сочетания;

- сформулировать задания;

- проанализировать результаты обучения, достигнутые выбранными средствами и по необходимости внести коррективы в выбор средств обучения.

Педагог выбирает средства с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников с ЗПР; подбирает традиционные и инновационные средства обучения; соблюдает правила их использования для безопасности жизнедеятельности детей.

Изучив несколько значимых факторов (характер воздействия, степень трудности, происхождение, по которым дидактики классифицируют средства обучения, в своей работе с детьми с ЗПР мы используем игровой терминал.

Волшебный экран позволяют реализовать принцип наглядности в обучении. Воспитанники более 80% информации воспринимают зрительно.

При использовании необходимо соблюдать условие:

- наглядность должна соответствовать возрасту воспитанников, использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия;

Ни одно дидактическое средство само по себе не решит целый комплекс образовательных задач. Поэтому применять их нужно в определённых сочетаниях. Это позволит всесторонне воздействовать на детей, поможет им развиваться интеллектуально и эмоционально, формировать практические умения.

Но педагогу надо иметь в виду. Что недостаток наглядности снижает качество обучения, а перегрузка занятия наглядностью, разнообразными средствами обучения рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса воспитанников с ЗПР, отвлекает их на второстепенные детали.

В своей работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ используем вариативные средства обучения.

На подгрупповых и индивидуальных занятиях использую детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран», включающий 12 разделов. Раздел «Познавательное развитие» представлен блоком «Лексические темы».

12 игр, представленных на слайде, во всех темах однотипны, однако названия участвующих в каждой из них персонажей или предметов соответствуют выбранной лексической теме.

Использование компьютерных игр делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Планирование коррекционной работы и контроль ее эффективности осуществляю с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития – является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка педагогом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой-либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый.

Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ребенка, педагог постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью педагога; в) в чем эта помощь должна выражаться.

Для повышения эффективности обучения детей с ЗПР использую специальные приемы, такие как:

- индивидуальная помощь в случаях затруднения.

- дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

- поэлементная инструкция.

- повтор инструкции.

- речевой образец педагога

- демонстрация действий.

- вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

- создание ситуации успеха на занятии.

- словесное поощрение

Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью педагога.

Такое построение коррекционного процесса с использованием конкретных средств обучения не только облегчает труд педагога, но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышает мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование вариативных средств обучения в коррекционной работе с детьми с ЗПР
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 09:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование вариативных средств обучения в коррекционной работе с детьми с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Инна Баринова (УИ 3507666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД