Оксана Карпова
Использование в коррекционной работе приемов межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Использование в коррекционной работе приемов межполушарного взаимодействия
«Движение может заменить лекарство,
но, ни одно лекарство не заменит движения»
Ж. Тассо.
Мозг имеет ключевое значение в организме. Он выполняет высшую психическую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.
Темочки:
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. И причины корнями уходят глубоко в детство: практически вся детская обувь на липучках, нет шнуровок, дети руками уже не стирают, крупу не перебирают, пуговицы не пришивают, в уличные детские игры массово не играют.
В дошкольном возрасте происходит интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка - мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Начинают вступать в строй высшие корковые уровни организации движений, что обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.
Выполнение упражнений «Гимнастики мозга» требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции. Осуществление такого движения и доведение его до автоматизма возможно только при условии создания в коре головного мозга новых нейронных сетей, что в свою очередь расширяет резервные возможности мозга.
Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании. Длительность занятий 45-60 дней.
Упражнения должны проводиться в эмоционально-комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку. Все указания даются четко, спокойно. Дети могут выполнять упражнения стоя или сидя за столом. В случае, когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения упражнения, и выполнение с закрытыми глазами (исключение зрительного контроля).
Двуручное рисование.
Детям предлагается двумя руками одновременно провести по линиям или раскрашивать картинку, при этом можно проговаривать какое-нибудь стихотворение.
Одновременно двумя руками попросить ребенка выложить геометрические фигуры цветными магнитами разными цветами или нарисовать одновременно двумя руками простые предметы, обводить пальчиками узор.
Детям предлагается выложить одновременно двумя руками узоры из камней, пуговиц. Выложить картинки цветными крышками. Можно брать крышки одного цвета, а можно задание усложнить и попросить ребенка брать крышки разных цветов.
Собери дорожку
Ребенку предлагается построить дорожки из крышек. Задача такая: правой рукой делает дорожку из красных крышек, а левой рукой из синих. Можно использовать мозаику.
Игры с пинцетом
Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять помпоны разного цвета и положить в нужную тарелочку. Например, левой рукой, зеленый, правой желтый помпон.
Игры с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку)
- отбить мяч правой рукой, поймать левой и наоборот
- подбросить мяч правой рукой, поймать левой и наоборот
- прокатить мячик между ладоней, сверху правая рука, снизу левая
Упражнения с использованием эспандеров
- поочередное сжимание
- по заданному ритму
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик коррекционного воздействия. Установлено, что систематическое выполнение кинезиологических упражнений способствует функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей, улучшению памяти и внимания, приводят к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи детей.
Эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное, дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным фактором для роста мотивации обучения.