Марина Семененко
Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать
Доклад на тему " Использование устного народного творчества в
развитии речи детей раннего возраста"
«Сказки, песни, потешки – незаменимые
средства пробуждения познавательной
активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, укладывание спать, требует сопровождение словом и здесь устное народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Актуальность - устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.
Цель - формирование у детей первоначальных навыков художественно- речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств.
Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающие друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, пел-ел, наша - Маша, то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышаться в песенках; Ладушки-ладушки, где были? - У бабушки. Что ели? - кашку. "Чики-чики-кички, березовые лычки! Летели две птички, собой невелички. "Чики-чики-чикалочки", "Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу".
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе,в быту.
Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети,играя,легко запоминают их, приобретая вкус к образному,меткому слову,приучаясь пользоваться им в своей речи.
Задачи:
1 Расширять активный словарь детей.
2 Совершенствовать грамматическую структуру речи.
3 Развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
4 Приучать понимать содержание простых рассказов без наглядного сопровождения.
Организуя эту работу, мы проанализировали речь детей в своей группе. Результаты показали что, на начало учебного года,большинство детей не владели навыками речевой деятельности.
Узнавая потешку, сказку не многие называли ее персонажей. Мы поставили перед собой задачу: систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества с целью формирования у детей первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, интереса и любви к фольклору, воспитание гуманных чувств.
В основу системы были положены достижения А. П. Усовой "Русское народное творчество в детском саду" Н. А. Ветлугиной "Самостоятельная художественная деятельность дошкольников", Журналы "Дошкольное воспитание" А. Н. Павлова "Фольклор для малышей"1990г № 4, 7, 10.
Подобрали соответствующий наглядный материал: Книжки-малышки, Книжки-картинки, игрушки, оформленные для обыгрывания потешек, пальчиковые игры, шапочки-атрибуты, настольные сказки, пальчиковые сказки, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Так же изготовили фигурки персонажей знакомых потешек (коза, петушок и. д., сказок на киндер сюрпризах, все это привлекло внимание детей, они с радостью рассматривают, пересказывают содержание знакомых потешек, стишков, сказок.
Малые формы фольклора использовали при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождали потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывали, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождали процесс умывания словами: "Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке - ладошки, а пальчики Антошке". Или: "Водичка, водичка, умой мое личико". Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр в "семью", укачивая куклу спать, наши дети могут напевать "Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай".
При чтении потешки "Расти, коса до пояса" предлагаем кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.
Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. На занятиях мы не просто читали ту или иную песенку, потешку, а продумывали, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так, к занятию, на котором разучивали потешку" Пошел котик на торжок", сделали котика одели сумочку, вырезали из поролона пирожок и булочку.
Системный подход, предлагаем в следующем варианте:
1. Отражающие элементы народного быта и знакомящие с действиями человека.
2. Ознакомление с домашними животными, имитирующими действия человека и его виды деятельности
3. Знакомящие с дикими животными, имитирующие действия человека.
4 Олицетворение природы.
5 Построенные на парадоксе потешки-небылицы.
6 Раскрывающие или олицетворяющие нравственно-этические категории
7 Имеющие прямое обращение к ребенку по имени. 8 Специально тематически подобраны для ознакомления с какими либо животными, растениями или явлениями природы.
Так как, малыши впервые пришли в детский сад в возрасте 2-3года,то в начале следует ознакомить детей с фольклором по методике 2 года жизни с установкой в основном на наглядность процессуальности и ситуативность восприятия. В этом случае главная задача-накопить практический (чувственный) опыт, который затем интенсивно (во втором полугодии) переводится в образный план.
Как и на втором году жизни, по прежнему значит принцип наглядности. Но задача при прочтении текста становится иная: постепенно отходить от синхронного инсценирования. Если дети понимают смысл произведения, то воспитатель вначале читает текст в целом без показа. Принцип наглядности желательно осуществлять по прочтении текста. Дети должны учиться понимать словесную информацию.
Поэтому приемы наглядности в работе несут уже новые подходы, в основном это умеренность и избирательность в их использовании.
И в заключении, хотелось бы отметить, что работа проводимая нами в течении учебного года, дало хорошие результаты и к концу года, результаты диагностики по развитию речи, показали, что почти все дети научились говорить внятно, самостоятельно использовать потешки, песенки, стихи. Обогатился словарный запас.
Родители отмечают, что у большинства детей появился интерес к книгам, некоторые исполняют дома песенки и потешки. Дети с радостью идут в детский сад, с удовольствием ждут начала занятий, активно участвуют и отвечают на вопросы. Мы очень рады, что наша работа по использованию устного народного творчества, положительно влияет на развитие речи детей, приносит хорошие плоды.
Воспитатель: Семененко ММ
МБДОУ № 84 " Искорка"