Ольга Байкова
Использование устного народного творчества в период адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию потешки и игры, способствующие успешной адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми раннего возраста и родителям малышей.
Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребёнка. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.
Публикация «Использование устного народного творчества в период адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Особенно важно обращение к фольклору в первые дни появления ребёнка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребёнка. Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка порой помогает быстрей установить контакт с ребёнком.
Прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Возьмите ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:
- Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
___хороший,
--- пригожий….
Он по лугу едет – луга зеленеют,
К садам подъезжает – сады расцветают.
Здравствуй, ___
Здравствуй, солнышко!
Как цветочек мой спал?
Как по садику скучал?
Сейчас на ручки возьму,
Прямо к сердцу прижму!
Поцелую, обниму!
Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается. А игра продолжается …. Усаживаем его на колени, крепко держим и начинаем медленно подбрасывать его, имитируя езду:
“Поехали – поехали по ровненькой дорожке
По кочкам, по кочкам, по ныркам, ныркам, ныркам
Все прямо и прямо”.
“А потом вдруг…. в яму! Бух. ”.
Ребенок смеется.
Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаем, приговариваем:
- У сороки – боли, у вороны – боли
А у моего хорошего, да у моего пригожего
___, голубчика, все заживи!
Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!
Дети любят слушать потешку “про себя”. Какую радость доставляет им рифмованная строчка с собственным именем! “И про меня расскажите, и про меня!”
Таня, Таня маленька
Танечка удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Таня, ножкой!
“Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Женя в тележке
Щелкает орешки”.
Дети в первые дни посещения детского сада скучают по дому, неохотно общаются с другими ребятами и взрослыми, плохо кушают и много плачут. Для поднятия настроения ребёнка полезны будут «уговорушки».
Левушка? Не Левушка.
Ревушка? Не ревушка…
Так откуда «УУ-УУ!»
Раздается – не пойму.
Нету ревушек у нас,
Кто ж тут плачет целый час?
Чей тут мокрый кулачок?
Ой, размокнет мужичок.
Не размокнет, чики-чок!
Посмотрите в кулачок
___ слёзки прячет –
Больше он не плачет!
А у нашего ___
Настроения нет с утра!
Хнычу-плачу, хнычу-плачу,
Не помогут доктора!
Ну а если доктор – Дынька?
Доктор Персик? Виноград?
Пусть приходят, прилетают!
И домой, и в детский сад!
Го-ро-шенки,
Не-про-шенки,
Откуда вы взялись?
Трамваем или поездом
До ___ добрались?
Не-е-т,
Портить настроение
Никто вас не просил,
А может мы не плакали,
А дождик моросил?
Особое место отводится тактильным играм, направленным на эмоциональное поддержание малыша в течение дня (поглаживание по голове, руке, спине; объятия).
Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где зубки? Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Дотрагиваетесь до произносимых частей тела.
Паучок, паучок, ___ хвать за бочок.
Лягушка, лягушка, ___ хвать за ушко.
Олени, олени, ___ хвать за колени.
Песик, песик, ___хвать за носик.
Бегемот, бегемот, ___ хвать за живот.
Кузнечики, кузнечики, ___ хвать за плечики
Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. На все случаи жизни мы можем найти их и применить. Ребёнок встает, умывается, а воспитатель читает: «Водичка, водичка, умой моё личико.», «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…»
Кран, откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь,смывайся,
Грязь,смывайся,
во время завтрака: «сорока-белобока», «Умница, Катенька»;
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
при одевании малыша на прогулку: «Вот они, сапожки…»; при расчесывании «Расти коса …».
Дети легко раскрепощаются и становятся активными в игровых ситуациях, разрешают с собой поиграть сказочным персонажам. От имени сказочного героя можно ребёнка уговорить поесть, заснуть, спев колыбельную, поиграть с героями (будь это взрослый в костюме или маске, либо игрушка или персонаж из кукольного театра).
Зайка
К ___ зайка прискакал,
Возле ___ прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними (догони, поцелуй) меня, дружок.
Дети 2-3 лет очень любят подражать животным, изображать их повадки, говорить их голосом, изображать предметы, поэтому игры с подражанием не только обогащают эмоциональный мир ребёнка, но также способствуют успешной адаптации детей к саду.
ПТИЧКИ
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На дорожку прилетели,
Зернышки клевали.
(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол).