Лучший педагог года

Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Наталья Жданова
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться.

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к детской независимости.

Публикация «Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Младший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Великий педагог Ян Амос Коменский (1592-1670, положивший начало развитию научной педагогики призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.»

Существенную часть активного образа жизни детей занимают режимные процессы: кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур. В эти моменты дети постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого и эту помощь обязательно нужно сопровождать словом, чтобы успокоить ребенка, развеселить, сконцентрировать его внимание на чем-либо. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

С помощью фольклорных произведений взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества. Однако чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. Потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства их помним. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь дошкольника становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координация и ловкость.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:

• учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста;

использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор)

• привлекать родителей к процессу формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством использования форм устного народного творчества.

Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам способствует повышению эмоционального настроя ребенка, побуждает к совместным действиям со взрослыми, устанавливает доверительные отношения в коллективе, способствует постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивает непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Творческое использование фольклора, как эмоционально - образного средства влияния на детей, поддерживает интерес к культурно-гигиеническим навыкам через русские национальные традиции. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки.

1. В процессе формирования культурно-гигиенических навыков, решаются познавательные задачи, а это способствует развитию детского мышления, обогащению речи детей.

2. Работа в данном направлении позволяет приблизить детей к культуре русского народа, познакомить с обычаями и традициями, передаваемыми из поколения в поколение.

3. Использование фольклора в работе способствует развитию у детей любви к родному краю и умению видеть и понимать окружающий мир.

4. Потешки, пословицы и поговорки, игры действуют на ребенка сильнее, чем замечания и наказания, способствуют установлению эмоционального контакта между детьми.

Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:

Мыли, мыли руки с мылом,

Мыли теплою водой,

Мыли, мыли, мыли, мыли -

Бело-набело отмыли.

Или:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок.

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

1. Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет -

Забодает, забодает, забодает.

2. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне.

Вот и кончился обед.

3. Я обед съедаю сам. Открываю рот и - ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет - он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ

Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

***

Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

***

«Водичка серебристая,

Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб все вокруг сверкало»

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На чистые ладошки!

***

Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

***

Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

***

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам надевать.

Тушки-тутушки

Где твои ушки?

Ушки в шапке,

Не достанут лапки

Чтобы ушки не болели

Быстро шапочку надели.

А потом и куртку.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?»Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков на тему «Где прячется здоровье» Цели и задачи: 1. Закрепить знания детей.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 октября 2020 в 10:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД