Юлия Хадеева
Использование Тико-конструктора в коррекционной работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ТИКО-конструктора в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога детского сада компенсирующей направленности для детей с ТНР
Ю. О. Хадеева, педагог-психолог
МАДОУ детский сад «Гармония»
Организация образовательного процесса в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушениями речи.
Темочки:
- Конструирование. Консультации для педагогов
- Конструкторы для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Педагоги компенсирующей направленности
- Психология. Работа психолога
- Строительный материал. Методические разработки
- Тико-конструктор
- Темочки
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях Автором технологии «ТИКО»- конструктора является Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования в 2005 году.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Выделяют следующие задачи ТИКО – конструирования :
- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления;
- улучшить моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
- развивать творческие способности;
- прививать художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.
Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Использование обучающих конструкторов ТИКО - эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Работая с конструктором ТИКО, мы решаем сразу несколько проблем: создание развивающей среды; организация развивающих занятий; реализация проектной деятельности в детском саду.
Развивающая предметно-пространственная среда необходима для гармоничного развития личности ребенка, его талантов и способностей. Её можно легко организовать с помощью трансформируемого игрового конструктора для объемного моделирования ТИКО.
Работая с конструктором, дети развивают мелкую моторику, воображение, эстетический вкус, пространственное мышление, логику, сообразительность и внимание.
Этапы работы с конструктором ТИКО выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.
1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.
Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования.
2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов. Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, где дети совместно создают конструкцию или осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.
3 этап. Коллективное сюжетное конструирование.
На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.
Свою деятельность по реализации ТИКО - моделирование выстраиваем по следующим направлениям работы с ТИКО – конструктором : развитие психологической базы речи; закрепление сенсорных эталонов; развитие игровой деятельности; совершенствование коммуникации, мелкой моторики.
Первое, с чего мы начинали – это рассматривали детали конструктора ТИКО. Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т. д.
Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет. После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по размеру.
Используя данные упражнения и задания: на начальном этапе – знакомство с конструктором, особый упор делается на проговаривание. Выполнение заданий по образу способствует развитию произвольного внимания, процессов сравнения и анализа.
Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать. Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
Для комплексного развития познавательных процессов воспитанников, я предлагала упражнения: «Дорожка для Зайчика», «Соедини детали в ряд так, чтобы цвет деталей не повторялся», «Повтори по образцу», «Посмотри на домик для поросенка, и сделай такой же домик для его брата»
В процессе выполнения давала задания: сосчитай, сколько всего понадобится деталей, сколько квадратов, какого цвета и др).
Более сложны для детей, но очень полезны ТИКО-диктанты, основанные, вновь, на понимании и исполнении инструкции. ТИКО-диктанты по форме проведения похожи на известные всем графические диктанты, но выполнять их детям, на мой взгляд, гораздо интереснее.
На занятиях по подготовке к школе особое значение приобретает развитие способности понимать и выполнять инструкцию. Понимание инструкции также можно развивать с помощью ТИКО.
Предлагали несколько заданий на замещение геометрических фигур:
Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Данное упражнение обязательно необходимо сопровождать проговариванием, объяснением и проверкой выполнения инструкции.
Еще одним плюсом применения ТИКО-конструирования является то, что данный вид деятельности способствует социализации ребенка. В процессе освоения конструирования происходит взаимодействие со взрослым. В дальнейшем, в старших группах я практикую выполнение заданий на конструирование в парах или малых группах.
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО – изобретения дети используют в сюжетно – ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО – элементы в дидактических играх. В игровой деятельности – для режиссёрских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт, продукты и т. д.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО – поделка в руках детей оживает.
МЫ с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО – моделирования развивает – оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.