СВЕТЛАНА ДАНИЛОВА
Использование телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии в контексте развивающих, коррекционных и психологических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.
Популярность телесно-ориентированных техник в современном мире, несомненно, растет. Телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций.
Публикация «Использование телесно-ориентированных техник в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» размещена в разделах
Annotation : the most natural and harmonious for a child are development and learning based on the activation and involvement of the motor sphere in the work. The use of body-oriented techniques in working with preschool children with developmental disabilities in the context of developmental, correctional and psychological studies is currently an urgent problem.
The popularity of body-oriented techniques in the modern world is undoubtedly growing. The body-centered approach attracts with the ability to directly communicate with the subconscious through body language, as well as control emotions.
Ключевые слова: речь, ребенок, коррекция, логопед, развитие, адаптация, телесно-ориентированных техники.
Key words : speech, child, correction, speech therapist, development, adaptation, body-oriented technique.
Развитая речь ребенка - важная предпосылка для его общего развития, его социализации в обществе и успешного школьного образования. Речевые расстройства негативно сказываются на всех психических функциях, влияют на активность ребенка в целом, на его поведение. Поэтому поиск путей оптимизации учебного взаимодействия в разном возрасте и в разных условиях не прекращается даже в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, возникающих у детей с отклонениями в развитии [2, c.41].
Формирование правильной и безошибочной речи у детей невозможно без коррекционно-воспитательной работы - системы психолого-воспитательных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений умственного или физического развития детей и их адаптации в обществе. Частью этой важной работы является коррекция произношения - исправление недостатков произношения, включая все компоненты: дыхание, голос, шум, словесное и фразовое напряжение, артикуляцию речи с паузами, темп и соблюдение ортоэпических норм.
Популярность телесно-ориентированных техник в современном мире, несомненно, растет. Телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций.
В основе телесно-ориентированного подхода в работе с детьми лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений, в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере [7, c.125].
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить).
Уделяя внимание развитию двигательной сферы ребенка, мы косвенно влияем на развитие умственных качеств. Умение ребенка управлять своими физическими проявлениями влияет на развитие его характера, способностей и, конечно же, языка.
Логопедический массаж - одна из технологий логопедии, активный метод механического воздействия, направленный на исправление различных нарушений речи.
Целью логопедического массажа является не только укрепление или расслабление суставных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое ощущение сопровождает работу всех мышц. Поэтому в полости рта возникают совершенно разные мышечные ощущения в зависимости от степени напряжения мышц при движении языка и губ. Направления этих движений и различные модели артикуляции ощущаются при произнесении определенных звуков [3, c.140].
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус, тем самым подготавливая мышцы к сложным движениям, необходимым для артикуляции звуков.
Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только задействованных в суставе мышц, но и мышц лица и шеи.
Логорифмия - это система музыкомоторных, речевых и языковых игр и упражнений, выполняемых с целью коррекции речи.
Технология сказочного искусства - это метод, который использует сказочную форму для развития языка человека, расширяет осведомленность и улучшает взаимодействие посредством языка с внешним миром.
Основной принцип сказочной терапии - целостное развитие душевной личности.
Мнемоника - это система приемов, которая облегчает запоминание и увеличивает память за счет создания дополнительных ассоциаций. Суть схем памяти такова: для каждого слова или небольшого предложения придумывается образ (изображение).
Таким образом, схематично прорисовывается весь текст. Когда ребенок смотрит на эти диаграммы - рисунки - они легко воспроизводят текстовую информацию.
Технология песочного искусства - это метод, который способствует лучшей языковой коррекции и развитию эмоциональной и произвольной сферы.
Использование инновационных технологий в логопедической практике - эффективное дополнение к общепринятым классическим технологиям и методикам, которые были разработаны в конце 20 века. Причем это относится к так называемым «микро-инновациям», поскольку их использование не меняет основную организацию логопедического сопровождения, а лишь локально модифицирует его методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона [1, c.23].
Благодаря творческому варьированию совместимости различных технологий обучения, их систематическому и целенаправленному применению на практике в соответствии с индивидуальными навыками каждого ребенка процесс коррекции и развития становится более эффективным и действенным. Содержание и организация занятий с техниками ориентации тела определяется этапом работы и психологическим состоянием детей. Количество, порядок и содержание игр не фиксированы и могут быть изменены.
Инновационные методы воздействия на деятельность логопеда становятся перспективным средством коррекционной работы и развития детей с нарушениями речи. Эти методы являются одними из самых эффективных корректирующих средств и помогут достичь максимально возможных успехов в преодолении языковых трудностей у дошкольников. На фоне всесторонней поддержки в логопедии инновационные методы легко оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Березкина-Орлова В., Баскакова М. А. Актерские телесно-ориентированные психотехники // Свободное тело / Под ред. В. Ю. Баскакова. М. : Институт Общегуманитарных Исследований. 2001. С. 125-152.
2. Берис Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинестические рисунки. М. : Смысл. 2000. 146 с.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Гуманитарный Издательский Центр «ВЛАДОС». 2002. 272 с.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. метод. рекомендаций / Сост. В. П. Балобанова и др. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 2001. 239 с.
5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973. 52 с.
6. Никитин В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М. : Алетейна. 2000. С. 129-134.
7. Оценка физического и нервнопсихологического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб. : «Ацидент». 1999. 32 с.