Каштанова Елена Александровна
Использование технологии «Ситуация» в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования главной целью педагогов провозглашает формирование целостной духовно - нравственной личности. Понятие нравственности и духовной культуры включает в себя определённый уровень экологической культуры. Экологическая культура дошкольника выражается в знаниях о природе, бережном отношении к ней, умениях познавать явления окружающего мира. В дошкольном возрасте важно создавать условия для развития у детей понимания того,что в природе всё взаимосвязано. Для решения этих задач используют различные технологии. Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий является технология проблемного обучения. Необходимым условием реализации данной технологии является наличие проблемной ситуации. В основе любой проблемной ситуации должно лежать противоречие. Существует несколько уровней проблемности в обучении:
Публикация «Использование технологии „Ситуация“ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
*педагог обозначает проблему и сам разрешает её при активном слушании детей;
*проблему обозначает педагог,но разрешают её самостоятельно или под руководством воспитателя сами дети. Роль педагога - направить детей на поиск путей решения проблемы.
Технологию "ситуация" можно использовать в разных направлениях и в различных режимных моментах.
Все образовательные ситуации имеют сходную структуру и включают в себя 6 этапов.
1 этап - создание условий для того,чтобы у детей возникла потребность включиться в познавательную деятельность.
2 этап - педагог организует совместную с детьми деятельность.
3 этап - педагог моделирует проблемную ситуацию.
4 этап - педагог организует познавательный процесс так, чтобы дети самостоятельно искали способы решения проблемы.
5 этап - педагог организует различные виды деятельности,где дети могут применить знания,которые они самостоятельно открыли.
6 этап - дети фиксируют,получилось ли у них достигнуть цель и определяют условия, которые позволили им этого добиться.
Для реализации данной деятельности мы составили картотеку игр по экологии, картотеку проблемно- поисковых ситуаций экологического содержания.
На своих занятиях мы используем
1."Письма - жалобы".
"Письмо - жалоба"- интересный приём в работе с детьми. При получении такого письма дети задумываются,решают как помочь тому или иному живому существу.
2. Мнемотехника.
Этот приём помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков ("Путешествие капельки", "Кому нужна вода","Кому нужен лес".)
3."Экологический микрофон"
Эта форма работы помогает формировать у детей осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам,развиваем мышление с помощью микрофона активизируются слабоактивные дети.
4."Экологические игры"
Экологическая игра помогает педагогу донести до детей смысл сложных природных явлений, развивает познавательный интерес у детей. Это игры - опыты, игры - исследования, игры - медитации (я -цветок ромашка, я- маленький лягушонок).
5. Наиболее продуктивным использование технологии "Ситуация" будет в опытно - экспериментальной деятельности. В ходе этой деятельности дети не только учатся выдвигать свои гипотезы, но и совершать собственные "открытия"
рамках опытно - экспериментальной деятельности можно провести такое занятие : Буратино торопился в школу, но школа находилась на другом берегу реки,переплыть которую он боялся. Опытным путём,используя ёмкость с водой и деревянные игрушки, дети устанавливают,что дерево не тонет. Буратино деревянный и поэтому он спокойно может плыть через реку.
Очень часто мы используем "Деловые игры". Например игра "Хорошо - плохо" "Комар - это хорошо или плохо" "деревья без листьев зимой -это хорошо или плохо"
такая игра совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы,животных и растений.
Игра "Береги природу" (на доске расположены картинки изображающие растение,птиц,зверей,человека, солнце,воды.) Убираю одну из картинок,дети рассуждают,что произойдёт с остальными живыми объектами,если на Земле не будет спрятанного объекта.
Проблемные ситуации должны быть спланированы, но иногда можно житейскую ситуацию использовать как проблемную. Например: во время прогулки ребёнок сорвал цветок и несёт воспитателю. Воспитатель не обрадовалась. Почему?
Существуют определённые требования к проблемным ситуациям :
*Решение проблемной ситуации должно быть направлено на воспитание самостоятельности у детей.
*Решение проблемы должно находиться в зоне ближнего развития ребёнка.
*Необходимо соблюдать баланс между создаваемой трудностью в её решении и возможностями детей.
При проблемном обучении ребёнок включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуации,у него происходит активация мыслительной деятельности.