Татьяна Панкратова
Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Название технологии происходит от английского слова “case” – «случай», «ситуация». Кейс-технология или метод ситуационного анализа наиболее успешно применяется в тех дисциплинах, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Учащиеся получают от учителя описание вымышленной или реальной ситуации и вопросы к ней, требующие определения проблемы и способов её решения, а также выработки личностной позиции к заданной ситуации.
Публикация «Использование технологии развивающего обучения на уроках музыки в начальной школе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На уроке искусства необходимо существование нескольких точек зрения и выработка собственного отношения к изучаемому явлению, и кейс-метод является эффективной технологией при решении данных задач. Главнейшая задача, стоящая перед учителем музыки – учить школьников самим формулировать проблемы современного искусства и находить их решение, отходить от готовых штампов, выходить за рамки узких личных музыкальных предпочтений, учиться работать с информацией о различных явлениях искусства. При этом важно не давать ученикам готовые мнения и знания, но стимулировать ребят на их выработку. Кейс-технология предоставляет широкие возможности для сотворчества учителя и ученика.
На этих уроках ребята получают возможность высказать свое мнение о современном искусстве и расширить свои представления о нем. В этом возрасте ученики не хотят воспринимать шаблонных высказываний учителя, так как современная музыка интересует буквально каждого подростка. Но при этом зачастую их знания не выходят за рамки тех музыкальных стилей и исполнителей, которые слушает узкий круг их друзей.
Преимущества этого метода на уроке искусства - при использовании кейс-технологии формируются :
• Аналитические навыки. Умения классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию.
• Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
• Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.
• Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
• Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.
Недостатки данной технологии :
• Нет готовых кейсов, т. е. учителю необходимо самому создавать ситуации для разбора на уроке
• Обсуждение ситуаций занимает довольно продолжительное время на уроке, что не всегда хорошо для урока музыки
В результате опыта применения кейс-метода на уроке музыки, я создала несколько кейсов для уроков музыки в разных классах основной школы.
За основу берутся отрывки из литературных произведений, материалы статей интернет-изданий, и даже картинки и иллюстрации. Что касается второго недостатка, то я использую эту технологию не на каждом уроке, и иногда, если кейс объемный, можно давать его предварительное изучение на дом или разбиваю выполнение заданий по кейсу на два урока.
Лучше всего при работе с кейсом разбивать класс на подгруппы. Работу с группами можно организовать двумя способами: каждая группа одновременно обсуждает одинаковые вопросы, а потом соревнуется в достигнутых результатах. Второй способ – каждая группа обсуждает какой-то конкретный вопрос и потом предоставляет результат этого обсуждения всему классу.
Кейс по предмету «Искусство» своей структурой ничем не отличается от кейсов по другим дисциплинам и представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
В изучении предмета «Искусство» - эта технология может стать бесценной.