МААМ-картинки

Использование технологии проектно-исследовательского обучения как одно из средств личностного развития младших школьников

Маланюк Ирина Анатольевна
Использование технологии проектно-исследовательского обучения как одно из средств личностного развития младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

Публикация «Использование технологии проектно-исследовательского обучения как одно из средств личностного развития младших школьников» размещена в разделах

«Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления», - писал Сократ.

Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые эффективные технологии, одна из них - это проектно-исследовательская деятельность.

Изучив информационные источники о технологии проектно-исследовательской деятельности в школьной практике я выделила для себя следующие положения:

- сущность технологии проектно-исследовательской деятельности состоит в том, что в процессе обучения учащиеся сами определяют конкретную интересующую их практическую цель, составляют (проектируют) план ее достижения, самостоятельно осу-ществляют деятельность, а затем представляют ее результаты;

- проектно-исследовательская деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы;

- проектирование - это серия алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной проблемы и заканчиваются получением определенного результата. Проект связан с прогнозированием, а поэтому может служить эффективным инструментом развития интеллекта, творческих способностей и познавательных интересов детей, создания атмосферы сотрудничества и сотворчества;

- данная технология в комплексе решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи: 1) организовать индивидуальную и групповую деятельность учащихся: выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме (образовательные);

2) воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к деятельности одноклассников; личную ответственность за выполнение выбранной работы; привлекать членов семьи к участию в школьной жизни (воспитательные);

3) развивать воображение, умение самостоятельно работать с литературой, расширять кругозор, эрудицию, развивать навыки публичных выступлений (развивающие).

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Решение проблемных задач проектно-исследовательской деятельности предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники и пр. Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Считаю, что включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с I класса, ведь даже первоклассник может осуществить самостоятельную проектную деятельность. Вначале доступные творческие задания, а уже в III-IV классах довольно сложные проекты. Эффективному внедрению проектно-исследовательской технологии способствует и учебно-методическая система «Гармония», в основе которой лежит деятельностный подход в обучении.

Уже в начале I класса мы начали заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Вводить первоклассников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, заинтересовывать тематикой проекта, поддерживать любознательность, интерес я начала исподволь, по принципу «скрытой координации». На осенней экскурсии обратила внимание школьников на красоту разноцветных кленов, желтеющих берез, краснеющих рябин: «Как красиво вокруг! Но вся эта красота скоро исчезнет. А как же можно сохранить хоть частичку этого осеннего царства?» Вот тогда мы и решили собрать как можно больше красивых листьев, сделать из них аппликации и любоваться своими работами в течение года. Получились красивые звери, птицы, цветы. Все они нашли свое место в большой стенгазете.

Следующая исследовательская проблема возникла при изучении темы «Птицы». Когда на уроке я спросила у учащихся, знают ли они птиц, которые живут в нашем городе, ребята перечислили всего несколько названий. Это и стало темой для следующего проекта. Для того чтобы работа проходила целенаправленно, ребятам был предложен следующий план исследования:

- определение и постановка цели;

- сбор информации (подумай, спроси у взрослых, узнай из книг: наблюдай в природе: проведи практическую работу в природе (если это необходимо);

- отчет о проведенном исследовании.

Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует еще и третий субъект - родители. Они и стали нашими единомышленниками. Привлекая родителей к процессу проектирования, важно было сделать так, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами - иначе губится сама идея метода проектов. А вот совет, помощь в сбое информации, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектов.

Родители печатали, помогали детям придумывать загадки, выполнять рисунки. Завершение работы над проектом по теме «Птицы, которые живут в нашем городе» представили в виде презентации и показали ребятам учащимся II-IV классов, что позволило детям получить первоначальные навыки самостоятельного социального действия.

Следующий проект - «Пресмыкающиеся и земноводные». В ходе исследования выяснили, чем же отличаются эти группы животных. Работая в группах, школьники приготовили рассказы и рисунки об этих животных. Сделали поделки из цветной бумаги.

Творческие группы комплектовались с учетом индивидуальных особенностей и по желаний учащихся. Поощрялось общение в группах. Большинство заданий ребята выполняли самостоятельно.

Под руководством учителя группы составили план работы над проектом и распределили (уже самостоятельно) обязанности (роли) : редактор, дизайнер, художник, сценарист, мультипликатор. Каждый учащийся отвечал за свой участок работы.

Результат проекта зависел от ответственности каждого члена группы, поэтому все вопросы решались сообща, и, как правило, никаких конфликтов в группе не возникало. Контроль над выполнением работы внутри группы осуществляли сами дети, а учитель отслеживал общую работу, помогал в затруднительных ситуациях, давал рекомендации. С другой стороны, если работа в группе явно «не клеилась», пришлось давать учащимся индивидуальные задания, которые помогали им в дальнейшей работе над проектом. Свою задачу я видела в том, чтобы каждый учащийся группы овладел всем учебным материалом по теме, сумел представить и свою часть работы, и работу других членов группы.

После завершения работы над каждым проектом вместе с учащимися мы обсуждаем проделанную работу и подводим итоги, отмечаем положительные моменты работы над проектом, обращаем внимание и на недостатки, чтобы не повторять их в дальнейшем.

Использование проектной деятельности позволило уже в I классе более эффективно решать задачи развития у детей навыков культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, готовности к обсуждению проблемной ситуации, умения находить конструктивные решения, способствовало улучшению психологического микроклимата в классе, расширению кругозора детей, формированию первоначальных навыков самостоятельного социального действия.

Со II класса учащиеся под руководством учителя начали выполнять и индивидуальные проекты по различным темам : «Моя родословная». «Мои друзья-одноклассники».

В III-IV классах школьники уже приняли участие в в научно-практической конференции юных исследователей с работами «Модульное оригами», «Компьютер- вред или польза», «Животные метеорологи» и стали победителями и призерами в различных номинациях.

Таким образом, выполняя исследовательские проекты, дети самостоятельно открывают для себя новые знания, которые приобретают для них личную значимость, решают возникающие проблемы, делают собственные открытия, что способствует развитию активной, творческой личности, дает возможность сформировать своё мировоззрение представлений о мире.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольниковМини-музей «Хлеб» как средство инновационной технологии в сфере личностного воспитания дошкольников Основная цель музейной педагогики, как инновационной технологии в сфере личностного воспитания детей – это дать возможность обогатить.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Создание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстникамиСоздание условий личностного развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками На протяжении дошкольного возраста происходит быстрое развитие не только психических процессов, но и свойств личности ребенка. Личностное.

Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение)Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии проектно-исследовательского обучения как одно из средств личностного развития младших школьников
Опубликовано: 7 января 2021 в 18:50
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии проектно-исследовательского обучения как одно из средств личностного развития младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Маланюк Ирина Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД