Ольга Суханова
Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы как способ моделирования эффективны при запоминании новой информации. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Использование в работе с дошкольниками мнемотаблиц (технологии моделирования) помогает развивать у детей ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Публикация «Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Основная цель – повысить уровень умственного развития детей и помочь детям упорядочить и систематизировать музыкально-образовательную информацию. Теоретические и практические наработки позволяют выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.
1этап.
Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы на интерактивной доске, составленной по содержанию песни. Расшифровка символов, раскодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога.
2 этап.
Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования на интерактивной доске.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.
3. Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему.
Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов : Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок-мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении).
3 этап.
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.
4 этап.
Цель: отработать навыки кодирования в разных видах музыкальной деятельности.
Моделирование применяется при слушании музыкального произведения как средство активизации воображения, музыкальной памяти, тембрового слуха, в процессе разучивания песни, в музыцировании, и в заключительной части занятия как средство анализа полученных знаний.
Пример работы в блоке «Что такое музыка?».
Занятие 1
Знакомство детей с мнемотаблицей «Что такое музыка?»
Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ.
Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан.
Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант.
Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты.
Музыку можно исполнять и другим важным инструментом, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей.
Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня.
Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике.
А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!
Занятие 2
С опорой на мнемотаблицу с помощью музыкального руководителя, затем самостоятельно ребенок рассказывает о том, что такое музыка, учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.
Графические зарисовки мнемотаблицы в группе с воспитателем.
Занятие 3
Составление мнемотаблицы по теме «Музыкальные и шумовые звуки. Как их можно закодировать?»
Обозначим знаком-символом нотки музыкальный звук
а шумовые звуки -
летящим самолетом.
Какая музыка бывает по степени звучания?
(Громкая – тихая)
Какой знак выбрать? Какое изображение можно выполнить?
Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.
Для закрепления знаний используются модели-загадки «Какая музыка спряталась?» (Колыбельная, марш, танец).
Еще одну мнемотаблицу «Как звучит музыка?»
Рассказыем, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и
монотонно как часы,
шумно и дробно как дождик за окном,
ласково и нежно как колыбельная песенка,
бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки,
громко и крикливо как бой кукушки,
весело и по-озорному, как зайчик на лужайке.
В дальнейшем при слушании музыкальных произведений, пении, ритмических движениях, можно по мнемотаблице находить ассоциации с тембром музыки, и называть этот тембр музыки словами, используя как можно больше эпитетов. Данная мнемотаблица помогает и при развитии ритмического слуха. Ребенку предлагается выбрать любую картинку на мнемотаблице, и попробовать воспроизвести этот ритм ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами.
Мнемотехнику можно использовать для запоминания текстов песен, закличек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение).
Так, например, можно разучивать песню «Веснянка» в обработке Г. Лобачева.
1. Стало ясно солнышко припекать, припекать
Землю словно золотом, заливать, заливать
2. Громче стали голуби ворковать, ворковать
Журавли вернулися к нам опять, к нам опять
3. А в лесу подснежники расцвели, расцвели
Много цвету вешнего у земли, у земли
4. Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети
Хлеба, земля – матушка, уроди, уроди
Таким образом, весь текст песни изображается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в текстах песен самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Метод мнемотехники я широко использую на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости.
Иногда по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально-образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой.