Татьяна Рябова
Использование технологии лэпбук в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии лэпбук в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Жизнь человека насыщена различными предметами, явлениями, событиями. И ничто не оставляет его равнодушным к тому, что происходит вокруг. Этим самым люди проявляют свои чувства и эмоции. Без них невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции направляют наше внимание на важные события, готовят к определенным действиям и влияют на мыслительный процесс. Без эмоционального интеллекта мы не в состоянии полностью понять наши собственные потребности и мотивацию, а также эффективно общаться с другими людьми. Чувства и эмоции влияют на наше здоровье, на нашу личную жизнь, на наши успехи в работе. Поэтому умение регулировать свое эмоциональное состояние одно из главных умений в жизни каждого человека. Не бывает плохих и хороших эмоций, потому что они все нужны человеку, даже гнев, страх, печаль.
Публикация «Использование технологии лэпбук в развитии эмоционального интеллекта у детей с ОНР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук «Эмоции»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» май 2022
Существуют разные выразительные формы эмоций :
• Жесты
• Мимика
• Пантомимика
• Эмоциональные компоненты речи
• Вегетативные изменения
Что же такое эмоциональный интеллект? Это копилка навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а также умение регулировать свои эмоции и управлять эмоциями других. Эмоциональный интеллект основан на следующих факторах:
Самосознание
Самоконтроль
Эмпатия
Управление отношениями
Проблема развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи очень актуальна. Детям с ОНР свойственен повышенный уровень тревожности, обидчивость, ранимость, страхи, снижение потребности в общении. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя равным, уверенным, активным в общении с другими, его необходимо подготовить и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном.
В этом нам помогает технология лэпбук, которая позволяет непринужденно, в игровой форме выполнять задания и упражнения для развития у дошкольников с ОНР эмоционального интеллекта. Лэпбук позволяет ребенку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, развивает любознательность, творчество, инициативу. Ценность данного дидактического материала в том, что его изготавливают сами педагоги, учитывая индивидуальные особенности детей, опираясь на их интересы, в нем можно разместить несколько игр, что позволяет интегрирование образовательных областей.
Мы изготовили лэпбук под названием «Камертон эмоций». И это не случайно. Камертон – настраивающий инструмент, а значит, настройщик наших эмоций. Давайте заглянем, что же внутри данного пособия?
Игра «Вот я, вот я, превращаюсь в…»
Цель:
Способствовать развитию эмпатии (вживление в образ, умения оценивать ситуацию, поведение объектов природного и рукотворного мира.
Ход игры:
В игре участвуют двое и более детей. На игровом поле в кармашке находятся карточки с изображением объектов живой и неживой природы. Перед началом игры карточки раскладываются на столе в перпевернутом виде. Играющие по очереди берут карточку, произносят слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в…», называют объект и рассказывают о нем при помощи приема эмпатии (представить себя в образе выбранного объекта)
Например: Вот я, вот я превращаюсь в … муравья. (Далее следует рассказ ребенка). Я маленький муравей. Я очень трудолюбивый, потомучто строю муравейник. Я сильный – могу таскать прутья и иголки от елки. Но мне иногда очень обидно, что хулиганы разоряют мой дом. А в нем живут еще много других муравьев. Ведь у нас большая и дружная семья. И т. д.
Примечание. Карточки периодически заменяются новыми или меняются с уже забытыми.
Игровое упражнение «Ты мой друг и я твой друг».
Цель:
Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков, дружеских отношений.
Ход игрового задания:
В кармашке находится картотека игровых заданий – приветствий.
Педагог или ребенок-ведущий достает из кармашка любую карточку и просит детей поприветствовать его. Задание можно выполнять в парах, подгруппами или всей группой.
Примеры приветствий.
• Наши руки как цветочки, пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается – цветочки раскрываются.
Целый день они опять будут дружно все играть!
• Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.
Игра «Когда так бывает?»
Цель:
Развивать умение детей соотносить объекты природного и рукотворного мира с видами эмоций.
Ход игрыНа игровом поле расположены смайлики с 10 основными видами эмоций, в центре которых находится вращающийся круг, на котором крепятся карточки с объектами природного и рукотворного мира. Играющие по очереди выбирают объект (карточку) на вращающемся круге и раскручивают его. Когда круг остановится, карточка совпадет с одной из эмоций. Ребенок должен рассказать, когда так бывает.
Например: Играющий выбрал карточку с изображением лекарства. Выпал смайлик с эмоцией радости. «Когда так бывает?» - спрашивают остальные играющие. Ребенок отвечает. (Так бывает, когда человек выздоровел). Или карточка с изображением бабушка – выпал смайлик с эмоцией грусти. (Так бывает, когда я скучаю по бабушке). Или карточка с изображением дождя – выпал смайлик с эмоцией удивления. (Я удивлен, когда идет дождик и светит солнце) и т. д.
Примечание. Карточки периодически заменяются новыми.
Игра «Найди такой же».
Цель: Развивать внимание, память. Закреплять полученные знания.
Ход игры:
Дети играют парами. Начинают игру по жеребьевке. Первый игрок-ведущий достает смайлик с изображением какой-либо эмоции. Второй игрок должен найти такой же. Если он выполняет задание правильно, то становится ведущим, если не справился с заданием, ведущим остается первый ребенок.
Игра «Зеркало настроений».
Цель:
Развивать умения детей распознавать эмоциональное состояние других людей и подражать им.
Ход игры:
На игровом поле закреплено зеркало и находится кармашек с набором картинок. На картинках изображения людей с разными эмоциями. Играющие по очереди достают карточку и, глядя на себя в зеркало пытаются воспроизвести такую же эмоцию как на картинке.
Вариант игры. Педагог достает карточку, а все играющие по очереди изображают одну эмоцию. У кого получится лучше получает фишку. Кто больше наберет в течении всей игры, тот выигрывает.
Игровое упражнение «Кто ты сегодня?»
Цель:
Узнать настроение ребенка. Развивать самосознание собственных эмоций.
Ход игрового задания:
В конверте находятся карточки с изображением музыкальных инструментов. Играющий должен выбрать тот инструмент, звучание кторого, его форма., материал соответствуют сегодняшнему настроению самого себя. И немного рассказать о своих эмоциях и чем они вызваны.
Вариант игры. Тематика картинок может быть различной: животные, растения, мебель и т. д.
Примечание. Если в конверте нет инструмента, который хочет выбрать ребенок, то он может взять карточку со знаком вопроса и назвать свой инструмент.
Основная идея лэпбука сделать знакомство с эмоциями интересным и увлекательным. Таким образом, через лэпбук «Камертон эмоций» мы знакомим детей с ОНР с основными эмоциями, даем понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, развиваем речевые умения, связную речь и коммуникативные навыки, развиваем умение передавать чувства через ласковые, добрые слова;
Литература.
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. Петербург, 2012
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект : исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3.
3. Базарсадаева Э. Ж. К вопросу об истории изучения эмоционального интеллекта. // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 5.
4. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. - М. : Независимая фирма «Класс», 2006.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе
переживаем и играем. 2014г.