Ольга Ткаченко
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
. Среди принципов дошкольного образования мы находим:
- формирование познавательных интересов и познавательных действия ребенка;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Казалось бы, для достижения указанных результатов не обойтись без познавательно-исследовательской деятельности. Однако, на практике существует ряд проблем с ее организацией:
- четкий режим дня;
- отсутствие навыков проведения исследований у педагогов;
Публикация «Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- преобладание репродуктивных методов, вступающих в противоречие с исследовательскими;
- отсутствие методического обеспечения.
Мною был проведен анализ педагогической литературы. И передо мной встал вопрос, какую технологию я бы могла использовать в своей деятельности? Я полностью согласна с высказыванием Александра Ильича Савенкова: «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания «в готовом виде». Представляю вашему вниманию «Методику проведения учебных исследований в детском саду», автором которой является Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Технология А. И. Савенкова привлекает своей универсальностью, я могу использовать ее во всех образовательных областях. Исследование не требует отдельных занятий, ими можно заниматься и в совместной и в самостоятельной деятельности детей. Исследовательское обучение, по А. И. Савенкову, особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Его технология позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в детском саду. Она рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности. От определения проблемы, до представления и защиты полученных результатов.
Главные цели исследовательского обучения –
-активизация деятельности ребенка, придав ей исследовательский, творческий характер, передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности
-формирование у ребенка готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Основные этапы исследовательской деятельности :
• выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• выработка гипотез;
• поиск и предложение возможных вариантов решения;
• сбор материала;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет, мультфильм и др.).
Остановимся более подробно на этапах деятельности детей. В процессе проведения занятия.
1. Выбор темы
Для того чтобы дети смогли это сделать, предложить им заготовленные карточки с различными изображениями — темами будущих исследований.
2. Составление плана исследования.
Объясним исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад
С помощью проблемных вопросов выясняем методы исследования. Предлагаем детям карточки:
• «подумать самостоятельно».
• «спросить у другого человека»
• «наблюдение и эксперимент».
• «узнать из книги»
• «посмотреть в компьютере»
• «обратиться к специалисту».
3. Сбор материала
Используемое на этом этапе пиктографическое письмо позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус, температура и т. п.).
4. Обобщение полученных данных
На этом этапе необходимо выделить главные идеи, отметить второстепенные, а затем и третьестепенные.
5. Доклад.
При проведении учебных исследований, сообщить об усвоенном важно, прежде всего, тому, кто это сообщение подготовил.
После выступления исследователей — завершения доклада, надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.
После освоения общей схемы деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы — самостоятельной исследовательскойпрактике детей. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование.
Технология исследовательского обучения помогает детям :
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить собственные мини-доклады;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Технология А. И. Савенкова даст хороший эффект если педагог выполняет следующие правила:
-Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
Подходите ко всему творчески.
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.