Наталия Горина
Использование технологии «Говорящие стены» в режимных моментах в подготовительной группе с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Дошкольное учреждение со своей образовательной средой является частью значимого жизненного пространства ребёнка и как социальный институт решает важную задачу воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. На сегодняшний день одним из требований ФГОС ДО является создание образовательного пространства в детском саду, способного обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Чтобы качественно и эффективно осуществлять работу в соответствии с этим требованием встает проблема модернизации и обогащения образовательной среды, внедрения принципиального нового компонента.
Публикация «Использование технологии „Говорящие стены“ в режимных моментах в подготовительной группе с НОДА» размещена в разделах
- Интерактивные, говорящие стены
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» сентябрь 2024
В связи с этим передо мной встала задача - как использовать групповую комнату, не нарушив принципы построения развивающей среды, чтобы не просто передать какие-либо знания, но развить самостоятельность, познавательный интерес и правильно осуществить режимный процесс (организацию дежурства при организации питания) в соответствии с ФГОС
Вспомним цель технологии «Говорящие стены» создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы.
Задачи:
1. Создать условия для игровой, познавательной, творческой активности детей; поддержки их самостоятельности, любознательности, креативности.
2. Изменять развивающую предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации.
3. Выстраивать среду для организации ненавязчивого обучения (познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный опыт) в самостоятельной и совместной деятельности взрослого и ребенка.
4. Сделать образовательную деятельность гибкой яркой и динамичной.
Вот основные рекомендации,которые я использовала по методике "Говорящие стены" при организации дежурства детей по столовой в ДОУ:
1. Оформите информационный стенд или настенную панель, где будет размещена вся необходимая информация для дежурных: их обязанности, алгоритм действий, правила сервировки стола и т. д.
2. Используйте наглядные схемы, пиктограммы, фотографии, чтобы сделать информацию максимально понятной детям.
3. Регулярно обновляйте и дополняйте содержание "говорящей стены" по мере необходимости.
Организация дежурства:
Заранее распределите обязанности между дежурными
Проведите с детьми вводный инструктаж, обсудите их роли и алгоритм действий.
Оформите наглядные схемы или карточки с обязанностями для каждого дежурного.
Организуйте поэтапный переход от дежурства под руководством взрослого к самостоятельному выполнению детьми своих ролей.
Поощряйте детей за ответственное отношение к дежурству, помогайте преодолевать трудности.
Такой комплексный подход с использованием "говорящих стен" и четкой организацией дежурства позволит вовлечь детей в самообслуживание, развить у них организованность, ответственность и навыки сотрудничества.
Создание графика дежурств. Воспитатель составляет график сам на первых этапах: чертит таблицу, вписывает числа месяца, указывает цвет дня недели. В дальнейшем это делают сами дети.
Распределение обязанностей. Определите, что будет входить в обязанности дежурных: сервировка столов, помощь в раздаче пищи, уборка посуды и столов после еды. Объясните детям, что они должны делать.
Обучение детей. Проведите с детьми практические занятия, где они потренируются в накрывании на стол, аккуратной раздаче тарелок, уборке посуды. Чтобы они запомнили последовательность действий используются алгоритм последовательности действий в виде рисунков, таблицы, выполненной взрослым, а далее самими детьми.
Контроль и помощь. На первых порах дежурства внимательно наблюдайте за действиями детей, при необходимости помогайте и направляйте их. Постепенно переходите к самостоятельному выполнению дежурными своих обязанностей.
Поощрение. Отмечайте успехи дежурных, хвалите их за аккуратность, ответственность, взаимопомощь. Можно давать детям дополнительные привилегии или награды, отмечать хорошо выполненную работу также на «говорящей стене»
Важно, чтобы дежурство было для детей не наказанием, а возможностью проявить себя, помочь взрослым и коллективу. Организуйте это мероприятие интересно и с учетом возрастных особенностей детей.
Образовательные возможности «Говорящей стены» при организации дежурства детей следующие:
1. Интерактивность.
2. Информационная доступность.
3. Способ организации самостоятельной деятельности детей.
4. Использование в режимных моментах в течение всего дня.
Требования и правила создания «Говорящей стены» :
• создание «Говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов и детей;
• содержание экспозиций «Говорящей стены» должно систематически обновляться;
• место размещения «Говорящей стены» должно быть «закреплено», а элементы должны быть мобильны (смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса
• размещенный на развивающей стене материал должен соответствовать санитарным, эстетическим требованиям, а также требованиям ФГОС ДО;
• используемые материалы должны быть качественными, прочными, легко обрабатываться и не причинять вред здоровью и безопасности детей;
• при выборе цветов необходимо избегать резких контрастных оттенков, (например, большого количества красного, черного). Лучше всего использовать те цвета, которые способствуют спокойствию и безопасности;
Представляю вниманию один из вариантов «Говорящей стены» -«Мы дежурим». Это своеобразный центр социально-коммуникативного развития, изготовленный совместно с детьми в рамках реализации проекта «Внедрение технологии «Говорящая стена» в практику ДОУ».
Основа "говорящей» развивающей стены – магнитная доска размером 1,5 на 3 метра с различными элементами (фото детей, таблица, график дежурства, алгоритм действий). Обеспечивается периодическая сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность. Это говорит о вариативности среды. Свободный доступ всех воспитанников к «Мы дежурим» удовлетворяет все основные виды детской активности, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Данная развивающая стена отвечает требованиям безопасности предметно - пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
«Говорящая стена» используется в совместной деятельности взрослого и ребенка на организованной образовательной деятельности.
В свободной деятельности использование развивающей стены помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать режимный момент ярким и динамичным.
В самостоятельной деятельности дети имеют возможность действовать, играть, исследовать с оставшимися в свободном доступе дидактическими ресурсами.
При организации дежурства детей важно, что инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Когда они видят свои имена на «Говорящей стене», у них есть возможность и создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития. Кроме того, осознание того, что ты сам внес свое имя в график дежурства дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его деятельность была хорошо оценена сверстниками окружающими взрослыми, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно. Использование данной технологии в моей работе приносит только положительные аспекты. Результативность данной технологии очевидна во всем. Для педагогов открыта широкая возможность реализовать принцип организации образовательного пространства на модели культуросообразного поведения, менять развивающую предметно-пространственную среду с учетом образовательных ситуаций, организовывать ненавязчивое обучение, сделать образовательный процесс ярким и динамичным.
Дошкольники учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Не заглатывают и воспроизводят информацию, а ищут, осмысливают, используют то, что видят, слышат, узнают сами. Хотелось бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «воспитывает всё : люди, вещи, явления…». А в дошкольных образовательных организациях могут воспитывать и стены.