Папки-передвижки

Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию (1 фото)

Майорова Наталья Владимировна
Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию

В идеале, все сотрудники одной организации должны работать на общие цели. На деле же так бывает не всегда: мешают конфликты, разобщенность, недопонимание, наконец, просто безразличие. Кроме этого, невозможно сделать всю работу одному. Время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха. Без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Публикация «Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию» размещена в разделах

Командообразование – длительный процесс, который зависит от множества факторов. Задача педагога-психолога в ДОУ – доказать, как важно быть всем вместе, а также показать перспективу и преимущества командной работы.

Разновидностей тренингов, направленных на сплочение коллектива и формирование команды, существует довольно много. Одним из них является тренинг в форме деловой игры. Суть тренинга заключается в моделировании различных ситуаций, в которых командное взаимодействие настоятельно требуется и показывает всю свою эффективность и привлекательность, способность удовлетворить потребности каждого и вместе с тем потребности группы.

Помимо обучения и повышения психологической компетентности и личной эффективности участников, деловые игры на сплочение коллектива также прекрасно выполняют диагностическую функцию. В ситуации специально созданной и доведенной до определенного предела выраженности, легко увидеть, как именно коллектив функционирует, кто лидирует в нем формально и неформально, и насколько успешно; кто готов сотрудничать, а кто упрямо преследует только собственные цели; кто разряжает возникающие психологические сложности, а кто, наоборот, нагнетает обстановку.

Цель деловой игры:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

2. Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей.

3. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.

4. Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов деловой игры.

5. Формирование командных качеств.

Материал и оборудование:

• картонные кирпичики с написанными на них критериями эффективной команды;

• раздаточный материал «Критерии эффективной команды» по количеству участников;

• магнитная доска;

• ручка и бумага для подсчетов.

Время проведения: 50-60 минут.

Место проведения: свободное помещение, в котором участники деловой игры разместятся по кругу (музыкальный или спортивный зал).

Ведущий: педагог-психолог ДОУ.

Ход деловой игры.

1. Организационный момент

Участники деловой игры рассаживаются по кругу, прикрепляют себе бейджики, на которых пишут свое тренинговое имя.

Слова ведущего: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с вами, что бы немного поиграть, узнать друг о друге что-то новое и порассуждать о совместной деятельности. Не смотря на то, что все мы друг друга знаем, напишите свое имя на бейджике. Выберите такую форму имени, каким бы вы хотели, что бы вас называли здесь и сейчас. Это может быть имя отчество, полное имя или уменьшительно-ласкательное имя».

2. Ритуал приветствия «Поздороваемся».[

Цель упражнения: установление контакта между участниками, положительный настрой на занятие.

Инструкция. Участникам предлагается поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя людьми одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Поздороваться таким образом нужно со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Примечание. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.

3. Игра "Имя и эпитет"

Цель упражнения: положительный настрой на занятие и введение в групповую работу.

Инструкция. Каждый из участников представляется остальным по имени и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: "Галина - гениальная".

4. Беседа о командообразовании.

Цель: раскрыть определение «команды» и ее составляющих.

Слова ведущего: «В одном климате растение может расцвести, в другом – засохнуть. Так и в трудовом микроклимате: при одних условиях люди чувствуют себя комфортно, стремятся к общению, при других – ощущают неудовлетворенность. Построение отношений в коллективе можно сравнить со строительством дома. От того как он построен, зависит, будет ли это избушка на курьих ножках или роскошный дворец. Представьте, что команда – это здание.

- Что будет являться строительным материалом? (Его строительные материалы – это качества характера коллег, настроение, их взаимодействие). Есть одна важная особенность – педагогический коллектив строит этот дом совместно. Это и есть команда.

- Подберите синонимы к слову команда (группа, коллектив, сумма членов коллектива). Но есть одно большое НО. Команда – это нечто большее, чем сумма ее членов.

Команда - это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем оно смогли бы сделать по отдельности. На Западе очень популярна такаяметафора: «1+1=5». Попробуйте объяснить ее смысл (Два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем они смогли бы сделать по отдельности.)

5. Игра "Успешная команда"

Цель: командное сплочение, осознание каждым собственной включенности в общий процесс.

Примечание. Основные критерии эффективной команды оформляются на листах в виде «кирпичиков», где каждый кирпичик можно будет оторвать (для I части игры). Для II части эти же критерии оформляются в виде больших картонных «кирпичиков», из которых будет строиться здание. Основными критериями эффективной команды могут быть: взаимовыручка, высокая мотивация всей команды к успеху, желание учиться новому, креативность, мобильность (умение изменяться, профессионализм и др.

Инструкция. Из критериев – «кирпичиков» необходимо выбрать один наиболее важный, без которого, по мнению каждого, невозможно успешное построение команды. Каждый участник отрывает от своего листа критериев «кирпичик» и кладет его в общую коробку. Это и будет строительный материал для здания, команды.

После этого помощник подсчитывает, из каких критериев, по мнению педагогов, строится успешная команда, какие критерии лидируют, а педагог-психолог проводит следующую игру.

6. Игра "Встаньте те, кто"

Цель: объединение членов коллектива, возможность участниками лучше узнать друг друга.

Слово ведущего: «Все вместе мы – команда, а каждый член команды – это личность, со своими интересами, привычками, предпочтениями. А сейчас мы узнаем, есть ли у нас что-то общее помимо работы».

Инструкция. Психолог называет личностное качество или описываете ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Например: «Тот, у кого есть брат – хлопните в ладоши». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:

-у кого голубые глаза - встаньте и покажите их остальным;

- чей рост превышает 1м 60см, пусть встанет и крикнет: «Я - модель!»;

- тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

- кто любит детей, пусть встанет и т. д.

7. Командная игра "Коллективный счет"

Цель: сплочение команды, умение совместно достигать поставленной цели, понимая друг друга без слов, попытка побыть командой в игровой ситуации, ощутить командный дух.

Инструкция. Задача группы – назвать по порядку числа от 1до 20 (или больше, в зависимости от количества участников, не совершив ошибок. При этом должны выполняться 3 условия:

- во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто его продолжит (запрещается договариваться друг с другом); - во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд;

- в - третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, счет начинается снова с единицы. Дается несколько попыток (если не получается, то перед последней попыткой можно обсудить, в чем причина неудач: несогласованность действий, раздражение, гнев. Нужно прийти к соглашению на позитиве, без обвинений другого.)

8. Подведение итогов игры "Успешная команда"

Цель: озвучить и показать наглядно выбранные критерии эффективной команды в данном коллективе.

Примечание. Участникам игры наглядно представляется модель общего дома (на магнитной доске) - основа успешной команды. Она строится исходя из критериев, выбранных каждым педагогом. Чем выше «кирпичики», тем меньше по значимости они были для сотрудников. Например, большее число педагогов отдали предпочтение таким критериям, как «Мотивация», «Взаимовыручка», «Компетентность». Значит, эти критерии располагаем в нижнем ряду «дома» на магнитной доске, - это фундамент. Затем берутся критерии, выбранные меньшим количеством педагогов и т. д.

Слова ведущего: «А теперь давайте вернемся к строительству нашего дома – нашей команды. Давайте рассмотрим, какие критерии вы заложили в фундамент нашего дома (назвать критерии, составить дом). Вот так выглядит на наш взгляд успешная команда. Члены одной команды должны понимать, что в этот процесс мы не только вкладываем, но и приобретаем, как минимум, положительные эмоции и условия, в которых приятно работать».

9. Игра «Круг доверия».

Цель игры: сплочение команды, формирование навыков взаимодействия, уважительного отношения друг к другу.

Примечание. Отодвинуть подальше стулья, освободить место для упражнения. Группа выстраивается в большой круг.

Инструкция. Участники закрывают глаза, а руки держат на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую.

Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе. Когда группа успешно справиться с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться намного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходиться быть.

Слова ведущего: «Это упражнение показывает, что по жизни можно идти по - разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути, что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам так же. При достижении общей цели, работая в команде, не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных, важен общий результат».

10. Ритуал прощания.

Участники деловой игры встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.

Заключительное слово ведущего с пожеланием: «Лучше быть вместе – вместе быть лучшими!»

Примечание. Деловые игры по командообразованию эффективно проводить 1 раз в месяц в течение всего учебного года. На последующих занятиях, помимо игр на сплочение и эффективное взаимодействие в коллективе, можно сформулировать ценности команды, рассмотреть общие цели, приемы их реализации и т. д.

Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию
Публикации по теме:

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: муз. руководитель ГБОУ лицей (технологический)с. Хрящевка СПДС «Золотой колосок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию
Опубликовано: 10 января 2015 в 15:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии деловой игры в работе с педагогами по командообразованию» (включая файлы) размещена пользователем Майорова Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД