ольга шепилова
Использование техники «скрапбукинг» на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Использование техники скрапбукинг на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации
Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений ФГОС поставил важную задачу – развивать в детях творческую личность. А достигается это, прежде всего за счет внедрения в практику работы с детьми новых современных методов, и приемов, современных технологий в продуктивной деятельности детей: скрапбукинг, квиллинг, карвинг и т. д. В связи с выбранной темой исследования более подробно остановимся на использовании техники скрапбукинг на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Использование техники „скрапбукинг“ на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Скрапбукинг
- Темочки
Скрапбукинг, как и любое искусство имеет свою историю. Эта деятельность развивалась на протяжении многих веков. Начиналось зарождение скрапбукинга в Англии, Германии, а в 18 веке в России.
Термин «скрапбукинг», или как его еще называют «скрэпбукинг» происходит от английского scrap – вырезка и book – книга, т. е. дословно это можно перевести как «книга из вырезок». Скрапбукинг является видом рукодельного искусства, при котором любой желающий изготавливает и оформляет фотоальбом, рассказывающий о семейной истории в виде изображений, фотографий, записей, газетных вырезок и других вещей, которые имеют памятную ценность. При этом стоит отметить, что скрапбукинг может не только быть использован в создании классического фотоальбома, но и альбома в виде гармошки, домика, коробочки, а также открыток.
Данную технику можно использовать в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения при интеграции сразу нескольких образовательных областей. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», «скрапбукинг» позволяет совершенствовать умения создавать изображения по представлению, развивать чувство композиции, чувство прекрасного: вкус, стиль, воображение, а также закреплять различные приемы работы с ножницами, обрывания бумаги, наклеивания изображений. Данная техника также отлично развивает мелкую моторику пальцев рук и аккуратность, тренирует усидчивость и концентрацию внимания. В образовательной области «Познавательное развитие» педагоги могут познакомить дошкольников с историей и особенностями техники «скрапбукинг», с необходимыми для работы материалами.
Кроме, этого через «скрапбукинг» можно решать задачи образовательной области «Социально-коммуникативного развития». При изготовлении поделок педагоги могут:
– предложить детям работать коллективно, в подгруппах, в парах, что позволит воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умения договариваться, помогать друг другу;
– побуждать детей к взаимопомощи;
– формировать чувство товарищества, доброжелательности, причастности к общим делам;
– упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.
Использование техники скрапбукинг порождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, т. е. они выступают средством развития творческого самовыражения у детей и самой подходящей образовательной областью для этого является художественное творчество.
Скрапбукинг позволяет разнообразить и варьировать работу с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие факторы – всё это помогает не допустить в творческую деятельность детей однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. В процессе реализации техники скрапбукинг дети, с одной стороны: могут применить усвоенные ранее знания, навыки и умения, с другой – искать новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться.
Цель использования скрапбукинга на занятиях по изобразительному искусству : сформировать у детей способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник художественного творчества техники скрапбукинга и создание эффективных условий для творческого самовыражения детей.
Техника скрапбукинга (или просто скраба) очень интересна, и она помогает решению многих задач в обучении и развитии дошкольников :
– нравственное воспитание, экономическое воспитание, художественно-эстетическое развитие;
– позволяет сформировать у дошкольников такие важные и нужные качества, как бережливость, трудолюбие, уважительное отношение к близким, бережное отношение к результатам труда, уважение к товарищу, партнеру.
Скрапбукинг даёт полную свободу для творческого самовыражения ребенка. Именно занятия с использованием техники скрапа даёт детям колоссальную возможность познакомиться с цветом и его оттенками. Выполнение работ с использованием техники скрапа требует подбора материала в определенной цветовой гамме и косвенно закрепляет представления детей о тех или иных временных представлениях. Так как в технике скрапбукинга основным материалом при выполнении работ являются различные виды бумаги и декоративные украшения: стразы, пуговиц, банты, кружева то тактильное восприятие выступает важным фактором.
Обучая старших дошкольников технике скрапбукинга И. С. Матвеева не рекомендует давать детям готового образца, а просто предлагает сделать работу в определенных тонах.
В данный момент техника «скрапбукинг» активно используется в детских садах как один из видов детского дизайна в оформлении:
1. Классический.
2. Цифровых фотоальбомов.
3. Открыток.
4. Панно.
5. Подарков ручной работы.
Картинки с изделиями с использованием техники скрапбукинга сразу заинтересовывают детей, прежде всего объемными украшениями, а не так как это в обычной аппликации. Так же детям интересны необычные формы, оригинальная бумага, использование непривычных элементов декора (кружево, ленты, тесьма и различные инструменты (специальные ножницы, шаблоны, штампы и др.).
При первом знакомстве с техникой скрапбукинга у детей шести лет иногда возникают трудности из-за не развитой моторики рук, пальчиков, рассеянного внимания, если что-то не получается в выполняемой работе, некоторым детям хочется бросить работу. Здесь необходимо помогать, поддерживать желание ребёнка. Однако, увидев результат своего труда, дети приходят в восторг, и дети меняют своё отношение к занятиям, так как работы получаются необычными, очень красивыми. В дальнейшем, когда появляются навыки, дети сами предлагают варианты оформления своих работ. Дети сами придумывают декор, выбирают материал, расцветку и составляют композиции для оформления изделия. А педагогу остается только помочь детям воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей, и это педагогу необходимо активно поддерживать.
Зная о практическом применении своих поделок, некоторые дети работают с увлечением. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. Необходимо стараться научить детей закономерностям изготовления поделки, ведь тогда они смогут самостоятельно изготовить её ещё не раз.
И. С. Матвеева считает, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой. Дело, которое хорошо, получается, создаёт положительные эмоции и приносит моральное удовлетворение работающему. Такие занятия успокаивают детей, развивают чувство прекрасного, подготавливают их к восприятию произведений изобразительного искусства вообще и декоративно-прикладного в частности.
Рассмотрим, в каких формах работы с детьми можно использовать технику скрапбукинга :
1. Непрерывная образовательная деятельность (далее – НОД) «Художественное творчество».
2. Самостоятельная деятельность.
3. При организации кружковой и клубной работы.
В итоге у детей развивается:
– умение находить новые способы для художественного изображения;
– умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
– чёткость изображения.
Также на занятия по изобразительному искусству широко используется игры скрапбукинг : назови цвет и оттенки, цветовое колесо;
ролевые игры «Ателье», «Магазин», «Семья» и др. Данные игры порождают у детей оригинальные идеи, развивают воображение и являются эффективным средством для всестороннего развития детей.
Работа с использованием техники скрапбукинг проводится по следующей схеме: отбор необходимого материала и инструментов; изготовление основных частей композиции; изготовление дополнительных деталей; соединение частей; украшение композиции. В процессе изготовления композиций используется художественное слово – стихотворения, загадки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей композиции, проявить и реализовать творческую задумку. В работе используются индивидуальные и коллективные работы.
Следует заметить, что занятия скрапбукингом предполагают не просто овладение ребенком технической стороной, но и осознание ребенком его деятельности. Основные разделы: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог проделанной работы в игровой форме. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа:
1 этап – знакомство со свойствами материалов.
2 этап – обучение приемов скрапбукинга.
3 этап – изготовление работ.
Итак, техника скрапбукинг является одним из эффективных средств развития творческого самовыражения старших дошкольников. Материал по скрапбукингу обладает большим эмоциональным потенциалом. Практическая значимость данной техники состоит в том, что познавательный интерес к скрапбукингу у старших дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это важнейшее условие успешного развития творческого самовыражения старших дошкольников. Использование техники скрапбукинг на занятиях по изобразительному искусству в дошкольной образовательной организации развивает не только творческое самовыражение у детей, а также способствует развитию умения находить новые способы для художественного изображения, умения передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.