Наталья Шихалева
Использование техники «построения образовательно значимых целей» в формировании ИКТ-компетентности педагогов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности проекта.
Задачи построения системы непрерывного образования диктуют необходимость постоянного обновления и совершенствования профессионально значимых умений и навыков педагогов ДОО, обеспечивающих повышение эффективности и качества реализации образовательного процесса.
Сложившаяся социальная ситуация характеризуется высоким уровнем требовательности к овладению информационно коммуникативными знаниями и умениями. В связи с этим возникает проблема поиска методов и технологии, направленных на постоянное совершенствование ИКТ компетенций педагогов ДОО и обеспечение их применения в непосредственной педагогической деятельности.
Публикация «Использование техники „построения образовательно значимых целей“ в формировании ИКТ-компетентности педагогов ДОО» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Что же необходимо для решения данной проблемы?
Решение этого вопроса связывается с формированием способности педагога видеть и понимать : в каком отношении и какая ИКТ технология способна оптимально решить возникающие в педагогическом процессе задачи. Для этого необходимо формирование специального уровня компьютерной «эрудированности» и компетенции педагогов с одной стороны, с другой, постоянное практическое педагогическое совершенствование и стремления к обновлению педагогического содержания, в которое включена различные ИКТ технологии.
Данная проблема определила цель и задачи проекта.
Цель проекта и основные задачи, решаемые в его рамках
Цель: разработать систему формирования ИКТ компетенции педагога ДОО с использованием техники построения образовательно значимых целей.
Задачи:
1. Выявить возможности использование техники построения образовательно значимых целей в формировании ИКТ компетенций педагогов ДОО;
2. Разработать дидактический комплекс дистанционного профессионального сопровождения педагога ДОО, направленный на формирование ИКТ компетенций педагогов ДОО.
Основное содержание
Решение задачи использования техники «построения образовательных значимых целей» в профессиональном развитии педагогов, опирается на ряд организационных принципов.
1. Принцип целесообразности в использовании ИКТ технологий в образовательном процессе.
Данный принцип предполагает способность педагога проводить анализ о степени необходимости использования ИКТ в различных образовательных ситуациях. В отдельных случаях использование ИКТ позволяют достичь максимума результативности в образовательном процессе, при этом у педагога должна быть выработана понимание уровня достаточности, меры в использовании ИКТ.
2. Принцип многообразия и эффективности использования ИКТ технологий в образовательном процессе.
Этот принцип требует от педагога комплексного обеспечения образовательного процесса различными ИКТ технологиями. Недостаточно владеть одной, двумя технологиями. Профессиональная деятельность требует владения технологиями визуализации, использования текстовых редакторов, владение видео и звуковыми редакторами.
3. Принцип проектирования образовательных действий.
Данный принцип предполагает не только применение ИКТ технологии на отдельных этапах образовательного процесса, а способность педагога прогнозировать, проектировать возможности использования ИКТ в целостном образовательном процессе.
Техника построения образовательно значимых целей в формировании ИКТ компетенций основывается на анализе:
а) основных элементах образовательного процесса, таких как:
- образовательная задача,
- образовательная ситуация,
- образовательный результат,
б) и проектирования возможности применения различных ИКТ технологий в отношении образовательных элементов.
Поэтому для педагогов необходимо знать какие бывают ИКТ технологии, выделять возможности этих технологий для образовательной деятельности и интегрированного ИКТ технологии в осуществляемой ими образовательном процессе. Принципиальной особенностью такого подхода, является отсутствие механистического формального использования ИКТ технологий. Педагогу необходимо спросить себя, с какой целью необходимо применять ИКТ технологии и какого результата он хочет добиться.
Анализ возможностей ИКТ технологий в применении в образовательном процессе
Виды образовательной деятельности Технологии ИКТ
артикуляционная гимнастика
зрительная гимнастика
пальчиковая гимнастика
просмотр дидактического материала Технологии обработки видеоматериалов (Movie maker, InShot, Movavi Video, Adobe Premiere, Pinnacle Studio, Видеомонтаж, Видео мастер)
Знакомство с различным дидактическим материалом Презентации Power point
Кроссворды
Ребусы
Загадки
Презентации Power point, текстовый редактор Word
Очевидно использование ИКТ ресурсов в образовательной деятельности педагогов ДОО носит комплексный характер и представлено намного шире, чем предполагается в таблице. Но для начинающего педагога такой подход является продуктивным, так как позволяет более четко понимать возможности каждого ИКТ средства в отношении решения различных образовательных задач.
Основные этапы и сроки реализации проекта
Механизмы реализации.
Профессиональное сопровождение формирования ИКТ компетенций педагогов ДОО предполагает следующие этапы:
1. Информационно-диагностический.
На том этапе проводится диагностика ИКТ технологий умения педагога, определяются цели и задачи его профессионального обучения.
2. Обучающий.
На этом этапе происходит овладение педагогом различными ИКТ технологии. На электронной платформе детского сада (https://ds17833.wixsite.com/my-ds17833.wixsite.com/my-site/шихалёва-наталья-сергеевна) представлены следующие разделы по обучению педагогов :
- как сделать презентацию в Power Point или 10 шагов на пути к цели,
- как создавать интерактивные дидактические игры,
- подготовка и участие в профессиональных конкурсах,
- составление и представление самопрезентации,
- подготовка и проведение конкурсного занятия с детьми,
- критерии оценки конкурсного занятия педагога с детьми,
- методические рекомендации по работе с сервисом PowToon,
- методические рекомендации по созданию презентаций в сервисе
PREZI,
- сервис Canva для создания информационного плаката,
- использование мобильного приложения InShot в организации воспитательно-образовательного процесса,
- мастер-класс для педагогического состава «Создание видеоролика в программе Movie Maker»,
- использование ИКТ технологий в процессе взаимодействия ДОО (педагога) с родителями.
3. Результативно-аналитический. На данном этапе предполагается анализ ИКТ компетентности педагога в отношении демонстрируемых им умений и степени реализации в практической деятельности. На этом этапе с педагогами разрабатываются методические комплексы, в которых активно используется разнообразные ИКТ технологии.
Результаты, достигнутые к настоящему времени
1. В настоящее время на базе ДОО №178 функционирует электронная платформа (https://ds17833.wixsite.com/my-ds17833.wixsite.com/my-site/шихалёва-наталья-сергеевна) обеспечивающая разнонаправленное обучения педагогов различным ИКТ технологий.
2. Создана подборка различных образовательных ситуаций и разработана ИКТ сопровождение к каждой из них. В настоящее время реализуется более 20 ИКТ модулей с методическими разработками.
3. Создано методическое пособие по использованию ИКТ технологий в развитии профессиональных компетенции педагога в ДОУ. Методическое пособие разрабатывается в рамках реализации инновационного проекта «МИП» (муниципальная инновационная площадка, внутриорганизационной системы сопровождения профессионального развития педагогов.
Предполагаемые конечные результаты
Конечным результатом, реализуемого проекта, является методический комплекс с применением дистанционных форм сопровождения профессионального развития педагогов ДОО, который состоит из:
1. Электронной платформы (https://ds17833.wixsite.com/my-ds17833.wixsite.com/my-site/шихалёва-наталья-сергеевна) по обучению педагогов различным ИКТ технологиям.
2. Методического пособия по осуществлению профессионального развития педагогов.
3. Кейсов образовательных ситуаций, созданные с использованием техники построения образовательных значимых целей педагогов и основанных на применении ИКТ технологий.
Обоснование социальной значимости проекта
Предлагаемая система формирования ИКТ компетентности педагогов с использованием техники построения образовательно значимых целей педагогов имеет высокую социальную и педагогическую значимость, так как органично сочетает в себе повышение уровня владения ИКТ технологиями и осознанное внедрение их в образовательный процесс. Все это позволяет повысить качество образовательного процесса, расширить сферу профессиональной взаимопомощи и поддержки педагогов в различных образовательных и социальных областях:
- в общении с коллегами как внутри, так и за пределами ДОО,
- с родительским сообществом,
- с различными социальными учреждениями.
Список используемых источников
1. Аристова М. П., Ильина Н. В., Штина М. Ю.
Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенции педагога ДОО и НОО // Молодой учитель. - 2015.-№23.- С. 923-926.
2. Босова Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информации образования / Л. Л. Босова – М., 2011.
3. Босова Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л. Л. Босова -М. ,2011.
4. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. - М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.- 328с.
5. Волошина О. В., Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошин// Информатика – 2016.-№ 19.
6. Водопьян Г. М., Уваров А. Ю., Моделирование процесса информатизации /Научно – практический электронный альманах «Вопросы информатизации образования». - 2010, №17
7. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М. : Просвещение, 2011. — 190 с.
8. Инновации и современные технологии в системе образования :
материалы II международной научно-практической конференции 20–21 февраля 2012 года. — Пенза — Ереван — Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 388 с.
9. Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Забайкальского края / Л. А. Скиданова, М. Л. Шаталова и др. — Чита: ЗабКИПКРО, 2011. — 64 с.
10. Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков: ПГПИ, 2003. — 71 с.