Светлана Арутюнян
Использование специфических методов и приемов запоминания на уроках немецкого языка
▼ Скачать + Заказать документы
Использование специфических методов и приемов запоминания на уроках немецкого языка.
Зачастую группы немецкого языка в школах формируются по остаточному принципу, так как очень сложно бывает убедить родителей и детей, чтобы они учили немецкий язык. Учителям немецкого языка приходится прилагать все усилия, чтобы сохранить немецкий язык как предмет школьного обучения, повысить его привлекательность и побудить к его изучению как можно большее количество желающих.
Публикация «Использование специфических методов и приемов запоминания на уроках немецкого языка» размещена в разделах
В современных условиях в обучении немецкому языку существует ряд проблем:
• рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации;
• маленькое количество учеников в группах;
• низкий уровень развития общеучебных навыков;
• плохая успеваемость почти по всем предметам;
• отсутствие устойчивых интересов;
• плохо развитая память.
Основной задачей современной школы является достижение максимального успеха в изучении иностранного языка. Успешность овладения иностранным языком на прямую зависит от запоминания большого количества информации и формирования у учащихся различных умений и навыков. Память является жизненно - важной основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Учебная деятельность школьников – это усвоение знаний, приобретение умений и навыков – опирается на процесс запоминания. Выбор методов и приемов запоминания зависит от вида запоминаемой информации и от цели запоминания.
Сегодня авторы многих учебников иностранных языков не рассматривают проблему запоминания лексики, фраз, грамматики. При изучении нового материала иногда дается более 20 новых лексических единиц, которые ученик не может усвоить. Авторы предполагают, что лексика будет усвоена автоматически в процессе выполнения упражнений. Но как показывает практика, такой процесс запоминания не всегда приносит положительные результаты. Этим и обусловлена актуальность данной темы.
История методики преподавания иностранных языков знает многочисленные и многообразные попытки найти наиболее рациональный метод обучения иностранным языкам. Учитывая, что каждый метод при определенных условиях обладает своей объективной ценностью, целесообразным я считаю использование синтеза различных методик и рациональное сочетание различных приемов в обучении.
Традиционные методы – это записывание слов в тетрадь в два столбика (слово – перевод, метод карточек (с одной стороны карточки слово, с другой перевод, метод прописывания (много раз прописываешь слово, многократное повторение и другие, подобные этим методам.
Метод оптимизации – метод группировки : по грамматическим признакам (например, глаголы с отделяемыми приставками: ankommen, mitmachen, fernsehen, по смыслу (синонимы – антонимы: gro - klein) и т. д.
Метод изучения однокоренных слов ( например: die Schule, die Schulsachen, die Sculf cher, der Sch ler).
Этимологический метод при изучении второго иностранного языка (учить сразу два слова – английское и немецкое, blue - blau).
И мнемотехника – это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание.
То есть придумывание ассоциаций к слову или грамматическому правилу, которое нужно запомнить иногда эти ассоциации смешные и даже абсурдные. Метод мнемотехники кажется мне очень интересным и наиболее подходящим для моих групп обучающихся, поэтому в своей работе я часто использую эту технику обучения и запоминания.
Многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон: дорожные знаки, обычный алфавит, азбука Морзе т. д.
Некоторые приемы мнемотехники мы знаем еще с детства, например, запоминание цветов радуги : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Выделяют следующие методы и приемы мнемотехники :
Техника визуализации
Метод ассоциаций (картинки, фразы, которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод связок, составления предложений или сочинение историй
Метод составления рифмовок, рифмизация
Метод ключевых слов
Техника составления аббревиатур, акронимов.
Эти приемы значительно упрощают процесс овладения иностранной лексикой, развивают ассоциативную память у учеников, повышают их мотивацию к изучению немецкого языка. Некоторые из этих приемов были удачно реализованы в ходе моей школьной педагогической практики.
Техника визуализации
Помогает при заучивании основных форм сильных глаголов в немецком языке.
Tragen – trug – getragen – носить
Trageдия! Мне нечего носить!
Einladen – lud ein – eingeladen – приглашать (Алладин приглашает нас на свадьбу)
Schlagen – schlug – geschlagen – бить
(Иногда ШЛАГбаум бьёт по машине)
Waschen – wusch – gewaschen - стирать/ мыть
(Стиральная машина стирает ВАШи вещи)
Backen – buck – gebacken – печь
(Мама испечет БАГЕт)
Метод связок
Этот метод заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый целостный рассказ.
В немецком языке есть ряд глаголов, которые образуют прошедшее разговорное время Perfekt со вспомогательным глаголом sein. Для того, чтобы запомнить глаголы, ваша задача – составить небольшой рассказ, используя эти глаголы в прошедшем времени:
sein – быть, являться
werden – стать, становиться
bleiben – оставаться
folgen – преследовать
begegnen – встречать
gelingen – удаваться
misslingen – не удаваться
passieren – случаться, происходить
geschehen – делаться, быть сделанным
Ich bin Detektiv. Heute bin ich in der Stadt gewesen. Ich bin einem Mann gefolgt. Es ist dunkel geworden. Pl tzlich ist mir mein Freund begegnet. “Was ist passiert?” – wollte er wissen. – “Warum bist du nicht zu Hause geblieben? Es ist mir nicht gelungen, dich telefonisch zu erreichen.” Endlich bin ich meinen Freund losgeworden. Es ist nichts Schlimmes geschehen. Aber meine Verfolgung ist misslungen!
Я детектив. Сегодня я был в городе. Я следил за одним мужчиной. Стало темно. Внезапно я встретил своего друга. “Что случилось?” – спросил он. Почему ты не осталсядома, я не мог связаться с тобой по телефону? Наконец-то я избавился от моего друга. Ничего плохого не случилось. Но моя слежка не удалась.
Запомнить историю намного легче, чем список глаголов.
Рифмизация
Для запоминания различных слов, правил и исключений немецкого языка я использую также технику составления стихов. Например, предлоги. Также предлоги имеют свой цвет по падежу, а двойное управление обводим вторм цветом:
- с винительным падежом
Bis, durch, gegen, ohne, um, f r – ffnen dem Akkusativ die T r.
Durch, f r, gegen, ohne, bis, um – Akkusativ, sei nicht dumm!
Mit, nach, aus,zu,von, bei - Только Dativ подставляй!
- то с дательным падежом, то с винительным падежом:
ber, unter, vor und zwischen,
an, auf, hinter, neben, in
Стишок о суффиксах -chen и –lein.
“Die S ffixe „-chen“ und „-lein“ machen alle Dinge klein”.
Суффиксы „-chen“ und „-lein“ делают вещи маленькими.
Лексический стишок:
Aber – но, а аuch – тоже.
Друг на друга мы похожи.
Jetzt – сейчас, а dann – потом.
Будем строить новый дом.
Hier – здесь, dort – там.
Радость делим пополам.
Vorbei – мимо, wieder – снова.
У глагола есть основа.
Oder – или,
Жил крокодил в иле.
Rechts – справа, links – слева.
На машине едет Сева,
Слово Vorn – переведи,
Означает – впереди.
Метод ключевых слов
К немецкому слову нужно подобрать ключевое слово из родного языка, которое будет похоже на него по звучанию.
Например, немецкое слово das Tier (животное) похоже на русское слово «тир» - мы посещаем тир и стреляем в нарисованных животных; der Tisch мы кушаем за столом молча, тише! Der Baum – дерево, когда деревья пилят они падают со звуком «бам»; lesen – читать, чтобы мы могли читать книги – вырубаются леса, loben – хвалить, когда нас хвалят гладят по лбу; weinen - плакать, при просмотре фильмов о войне люди плачут.
Um + время, часы (Умные часы);
Am + в любой день недели, в любую часть дня немцы пьют АМерикано, кроме ночи – IN der Nacht;
Im + в любом месяце, в любое время года немцы укрепляют ИМмунитет.
Техника составления акронимов (или аббревиатур) для запоминания, например: сочинительные союзы: ADUSO - aber, denn, und, sonder, oder (требуют прямой порядок слов).
Метод ассоциаций
Главное в образовании ассоциаций – это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.
Графемные. Легче запоминаются похожие слова
Например: напРаво -Rechts, наЛево - Links.
Фонетические:
der PFIRSICH – ПЕРСИК
die ZITRONE - ЛИМОН
Образные:
По форме
der Hahn - петух и кран
С родным языком :
rot - красный как «рот»
flott – "быстрый" как самолет Аэрофлота.
Чтобы проще запомнить указательные местоимения dieser / jener – ученики обращаются к алфавиту, буква D стоит раньше J, значит и слово dieser переводится как этот, а jener тот.
Модальные глаголы. Sollen (быть должным) - мозолен (кто-то мозолит нам нервы и говорит, что мы должны делать. M gen - любить (ich mag MakDak).
Чтобы запомнить названия времён немецкого глагола я предлагаю ученикам ассоциативные фразы.
1. Что здесь Pr sens? (настоящее время)
2. Pr +TE + ritum ( простое прошедшее письменное время: сказки)
3. Я был летом у бабушки. Это было PerfektO! ( сложное прошедшее разговорное время: беседы с друзьями)
4. Футурама – мультфильм про курьера - неудачника, который случайно был заморожен 31 декабря 1999 года и очнулся в канун Нового 3000 года, и про то, что из этого вышло.
Futurum (будущее время)
А с помощью этого предложения ученики легче запомнили правило употребления союзов в 8 классе.
als – wenn :
Als только in der VergAngenheit 1mAlig (однократно было, wEnn in der GEgEnwart mEhrmalig.
Таким образом, использование на уроках немецкого языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических
приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться стопроцентной успеваемости, повысить мотивацию к изучению немецкого языка, развить
познавательные интересы.
Сравнение результатов обучения при использовании специфических методов запоминания и результатов обучения при использовании традиционных методов запоминания подтвердило эффективность использования специфических методов запоминания.
Использование специфических методов и приемов запоминания на уроках немецкого языка сокращает количество времени, затрачиваемое на процесс запоминания, повышает интерес к изучению иностранного языка, наблюдается более частое проявление положительных эмоции в процессе обучения. Все это приводит к повышению мотивации и способствует повышению успешности обучения. Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых учащихся её роль гораздо серьёзнее.