Марина Пьяных
Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрывается проблема использования инновационных технологий в музыкальном образовании дошкольников. В число используемых видов музыкальной деятельности входят импровизированная театрализация, теневой театр, театр моды, театр пантомимы, фольклор, комплексы упражнений, направленные на развитие звуковысотного слуха, ритма. Автор приходит к выводу, что подобная деятельность способна научить детей любить и понимать музыку, дать возможность участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства.
Публикация «Использование современных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Ключевые слова: воспитание дошкольников, музыкальное воспитание, инновационные технологии.
Музыкальная деятельность занимает важное место в жизни ребенка, развивает его эмоциональную сферу, художественно-эстетический вкус. Образовательная программа ДОО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и содержание музыкального образования становится условием и средством этого процесса. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Применение современных педагогических технологий, методов и приемов помогает музыкальному руководителю решать задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» более успешно.
ФГОС ДО задает стратегию развития дошкольного образования в качестве системы вариативного развивающего образования, открывая самые широкие возможности, в том числе и для музыкального руководителя.
Поскольку разработчиками ФГОС ДО подчеркивается, что результатом дошкольного образования должна стать социализация детей, формирование у ребенка жизненно-важных базовых ценностей культуры мира. Особое внимание музыкальный руководитель должен уделять развитию мотивации (это потребность в познании мира музыки, эмоций, чувств и фантазий, желание погружения в творчество и т. п.). Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только заложить первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить эмоциональную и интеллектуальную сферы детей и на этой основе сформировать музыкально-эстетическую культуру личности. Эмоциональное благополучие каждого ребенка становится одной из основных задач дошкольного педагога.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
В соответствии с современными требованиями музыкальный руководитель должен стать для дошкольника проводником в мир музыки и эстетики. Ребенок становится субъектом музыкальной деятельности, такой нестандартный подход требует от музыкального руководителя умения принять нестандартные приемы организации музыкальной деятельности, внедрять в образовательную деятельность инновационные технологии. Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию – функцию человеческого общения.
Развитию музыкальных и творческих способностей детей способствуют комплексы упражнений, регулирующие мышечный тонус и дыхание, вокально-артикуляционные упражнения, на развитие звуковысотного слуха, ритма. Для образного восприятия этих упражнений используются информационно-коммуникационные технологии. Так, в образовательной деятельности на экране демонстрируются длинные и короткие, высокие и низкие звуки. При знакомстве с произведениями композиторов детям показываются картины, ассоциирующиеся с музыкой. Дети попадают в волшебный мир сказки, что помогает детям более качественно выполнять упражнения. Образовательная деятельность по музыкальному развитию строится с учетом интеграции образовательных областей. Например, с использованием музыкальной палитры и красок, конструирования музыкальной лестницы, технологии логоритмики и т. д.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания дошкольников, применяемых в образовательной деятельности, лежит театрализация, поскольку ее возможности огромны, а тематика неограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Кроме импровизированной театрализации внедряются теневой театр, театр моды, театр пантомимы. Все декорации, костюмы и грим выполняют дети совместно с педагогами и родителями. Через образы, краски, звуки, музыку дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Образовательные ситуации, ориентированные на музыкальное развитие, побуждают детей думать, анализировать и делать выводы.
Немаловажную роль в организации образовательного процесса играет детский фольклор. Народная музыка предоставляет большие возможности для художественно-эстетического развития дошкольников. Народные музыкальные произведения в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом разных народов, трудом и бережным отношением к природе. Дети с радостью выполняют упражнения на шумовых музыкальных инструментах, изготовленных своими руками из подручных материалов под музыкальное сопровождение и пение «а капелла». Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в образовательной деятельности дошкольников при проведении образовательных событий и в режимных моментах. К примеру, проведение тематических, календарно-обрядовых праздников в детском саду, таких как, «Масленица», «Пасха» и т. д. Знакомство с русским и бурятским фольклором вызывает большой интерес у детей, приносит чувство радости, создает хорошее настроение и большую эмоциональную отдачу. Таким образом, инновационные технологии способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, применение инновационных технологий направлены на достижение целей музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку. Развитие музыкальных способностей детей предоставляет возможности и для участия в детских конкурсах исполнительского мастерства.