Получи документы

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками

Инна Фаррахова
Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками
▼ Скачать +Заказ

Содержание

I. Введение. …3

II.Основная часть….…. 4

1. Современные технологии эффективной социализации ребенка

в дошкольной образовательной организации по Н. П. Гришаевой. …5

III.Заключение…. 10

IV.Список литературы….11

V. Приложение….12

I. Введение

Публикация «Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками» размещена в разделах

Наши современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо- условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, увлечение современными гаджетами, изолированность ребёнка в семье, минимум общения - негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, неумение общаться, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр. выдвигают на первый план задачу развития личностно-коммуникативных качеств ребенка, как одного из основных условий противостояния этим негативным тенденциям, и начинать необходимо с дошкольного детства.

Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, общаться, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями [5].

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, умением общаться, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения. Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.

II. Основная часть

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающей его миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей в школу и свободное общение со сверстниками и взрослыми [4].

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень социализации ребёнка [3].

Родители приводят ребенка в детский сад, прежде всего, для качественной подготовки к поступлению в престижную школу, а также для получения навыков коллективной жизни. Сам же ребенок приходит в сад гулять и играть с детьми. Детские образовательные организации становятся единственным местом, где дети могут без опасения проявлять свою инициативу и самостоятельность, общаться, а также взаимодействовать с разновозрастным детским коллективом в разнообразных видах деятельности, которые семья создать не в состоянии.

Педагоги выбирают те технологии, формы и методы работы, где ребенок не просто получает знания, но и является непосредственным «добытчиком» этих знаний. Самостоятельность, инициативность и умение общаться – это те качества, которые сегодня являются одними из важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития.

1. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации по Н. П. Гришаевой

Гришаева Наталья Петровна обращает внимание на важность умения жить в социальном обществе дошкольника, считает, что, новой задачей дошкольной организации становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников. Она считает, что предложенные ею технологии позволят изменить образовательный процесс.

Социализация - процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Задачами социального развития дошкольников являются :

1. Освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом, развитие коммуникативных навыков в коллективе;

2. Развитие умений коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

3. Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей «Я - член коллектива», «Я - мальчик или девочка», «Я – житель России» и др. ;

4. Развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения.

В результате освоения технологий социализации ребенок приобретает такие качества как: интерес к новому и неизвестному в окружающем мире (предметам, вещам, отношениям); любовь к экспериментам; способность самостоятельно действовать в повседневной жизни; способность договариваться, распределять действия, изменять стиль общения; способность управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общественные нормы и правила поведения; способность самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий, представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе.

Предлагаемая система социализации включает 10 технологий :

1. «Клубный час» - позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится.

2. Ежедневный «Рефлексивный круг» - предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе.

3. «Ситуация месяца» - позволяет детям освоить социальные роли (я – член коллектива, я – горожанин, я – часть земли, я – часть мироздания, я – часть семьи, я – россиянин).

4. Заключительные праздники по «Ситуации месяца» - подводят итог тому, чему дети научились за месяц.

5. «Проблемные педагогические ситуации» - предполагают их самостоятельное разрешение детьми.

6. «Дети-волонтеры» - разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

7. «Волшебный телефон» - своеобразный детский «телефон доверия».

8. «Социальные акции» - призывают ребенка «выйти за рамки» детского сада.

9. «Развивающее общение» - технология гуманистического общения «взрослый-ребенок», «взрослый-взрослый».

10. «Технология включения родителей в образовательный процесс».

Представленные технологии могут использоваться как все вместе, так и каждая отдельно.

Вашему вниманию я представлю две из них: «Рефлексивный круг» и «Дети-волонтеры».

Ежедневный «Рефлексивный круг» : - это технология, позволяющая стимулировать речевую активность дошкольников, мыслительные возможности, способствует совершенствованию речи как средства общения, помогает детям высказывать предположения, делать простейшие выводы, учит излагать свои мысли понятно для окружающих, развивает самостоятельность суждений.

Задачи: сплочение детского коллектива; развитие речи и мыслительных возможностей детей; формирование умения слушать и понимать друг друга;

формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; обсуждение планов на день, неделю, месяц; развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; привлечение родителей к жизни детей в ДОО.

«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком, или перед занятием, или при необходимости (если того требуют обстоятельства, например в группе произошло ЧП, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз сразу после происшествия) со всеми детьми, начиная с младшей. Обсуждение в младших группах занимает от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе – 10-20 минут. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени). Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.

Правила для детей: говорит тот, у кого мяч; отвечает только на вопрос; нельзя повторять одно и то же; если воспитатель поднимает руку – тишина.

Правила для взрослого: ни каких оценок (если не знаете, что сказать, а хочется сказать оценку, говорите о чувствах); когда нарушается правило, взрослый поднимает руку, дети говорят какое правило нарушено.

В младшей группе проводиться с куклой на руке. Каждый круг заканчивается с вопросом для родителей (спроси у родителей зачем, и на следующий день обязательно поинтересоваться что ответили родители). Материал: коврики, свеча, колокольчик, мяч.

Примерные темы вопросов, задаваемые во время рефлексивного круга:

• Где находится мой детский сад? Кто в нем работает? Что они делают?

• Кого можно считать другом? Есть ли у тебя друзья?

• Как можно утешить друга?

• Как можно мириться, если поссорился?

• Какие у нас правила в группе? Какие правила ты готов выполнять, а какие нет, и почему?

• Зачем людям нужны правила? Какие правила ты знаешь?

• Как поступить с тем, кто правила нарушает?

Дети-волонтеры:этотехнология,предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Задачи: развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе; создание такой ситуации, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим; возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.

На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке. И самое главное – в педагогическом коллективе должен быть человек, реально отвечающий за реализацию данной технологии, отслеживающий процессы, происходящие среди старших и младших детей и информирующих об этом всех педагогов.

III. Заключение

Преимущества данных технологий : ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, эпохах, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей; учится общению; у родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности; воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная. Главные действующие лица – дети и родители. Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Такую работу важно проводить в условиях тесного взаимодействия детей, педагогов и семьи.

Представленные технологии социализации ребенка-дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развивать у него саморегуляцию поведения, общение, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые не только для успешной адаптации и обучения в школе, но и для жизни в современном обществе.

IV. Список литературы

1. Басова С. Н. Использование современных технологий социализации дошкольника/ С. Н. Басова. - М. : Эксмо, 2016.- 87 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии/В. П. Беспалько. — М. : Педагогика, 2013. - 219 с.

3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации/ Н. П. Гришаева. - М. : Вентана-Граф, 2015. - 184 с.

4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. - М. : Речь, 2004. – 272 с.

5. Рожков М. И. Концепция социализации ребенка в работе детских организаций / М. И. Рожков. - М. : Наука, 2012. - 274 с.

Приложение

«Рефлексивный круг»

Провести с участниками конференции технологию «Рефлексивный круг» на тему: «Правила в нашей группе?».

Предложить подумать, какие правила они знают: «Нельзя переходить дорогу на красный свет», «нельзя обижать маленьких», «нельзя проходить в обуви в комнаты» и многие другие. Затем задать вопрос: Для чего вообще нужны правила? Что будет, если их не соблюдать? Обобщить ответы - что жизнь протекает по правилам, если правила нарушать, то все смешается, и встанет с ног на голову. Поэтому соблюдать правила необходимо.

Давайте придумаем правила для нашей группы. «Здороваться друг с другом, когда приходим в детский сад», «мыть руки перед едой», «беречь игрушки и убирать их после игры», «говорим пожалуйста и спасибо», «нельзя обижать маленьких и девочек», «нельзя громко разговаривать», «нельзя без разрешения уходить из группы» и другие. Давайте выберем правила, которые никогда нельзя нарушать. Каждый выскажет свое мнение о том, какое правило самое важное, начиная это предложение со слов: «По-моему мнению…» (высказывания участников конференции). Давайте сделаем цветик- семицветик с правилами-лепестками, чтобы они были напоминанием для всех. В результате проделанной работы, вместе с участниками вывести 7 основных правил: то, что можно делать с разрешения взрослого, в свободной деятельности, и то, что делать ни в коем случае нельзя. Эти правила, в виде небольшого цветика-семицветика, наклеить на панно и выделить лепестками красного и зеленого цвета.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 18:48
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Инна Фаррахова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД